<Письмо> министерства образования Ставропольского края N 07-36/5624, министерства финансов Ставропольского края N 04-15-33/2294 от 11.06.2013 "Методические рекомендации об установлении родительской платы за присмотр и уход"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
№ 07-36/5624
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
№ 04-15-33/2294
ПИСЬМО
от 11 июня 2013 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЛАТЫ
ЗА ПРИСМОТР И УХОД
Главам администраций
муниципальных районов
и городских округов
Ставропольского края
Министерство образования и министерство финансов Ставропольского края в связи с вступлением с 1 сентября 2013 года в силу части 2 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) разъясняет следующее.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (пункт 5 части 1 статьи 8 и пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона).
Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (часть 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П).
С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом (часть 2 статьи 65 Федерального закона). Под присмотром и уходом за детьми в Федеральном законе понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона). Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (часть 4 статьи 65 Федерального закона).
Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).
Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. В контексте Федерального закона такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:
установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (часть 2 статьи 65 Федерального закона);
при введении родительской платы учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (часть 2 статьи 65 Федерального закона);
установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (часть 3 статьи 65 Федерального закона);
в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей (часть 5 статьи 65 Федерального закона).
Для реализации указанных мер поддержки органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредителям образовательных организаций следует принять правовые акты, определяющие категории родителей (законных представителей), для которых с 1 сентября 2013 г. размер родительной платы будет снижен либо которые будут освобождены от родительской платы. При этом учредителям муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо будет также предусмотреть средства на возмещение затрат образовательной организации на осуществление присмотра и ухода за детьми.
Следует также обратить внимание, что органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки как для семей, имеющих детей, так и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Учитывая изложенное, рекомендуем в срок до 15 июля 2013 г. принять нормативные акты органов местного самоуправления по регулированию размера родительской платы за присмотр и уход за детьми и представить министерству образования края для подготовки проекта постановления Правительства Ставропольского края об установлении среднего размера родительской платы в Ставропольском крае.
В Перечень затрат, учитываемых при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, рекомендуем включить затраты, изложенные в приложении.
Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендовано в 2013 году не увеличивать размер родительской платы за присмотр и уход детей.
При утверждении на федеральном уровне перечня затрат, учитываемых при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, в ваш адрес будут направлены дополнительные рекомендации по данному вопросу.
Первый заместитель министра
Ставропольского края
О.Н.РОМАНЕНКО
Заместитель министра финансов
Ставропольского края
И.В.МАРКАСЬЯН
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАТРАТ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЛАТЫ
ЗА ПРИСМОТР И УХОД ЗА ДЕТЬМИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ
ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Оплата труда и начисления на оплату труда, за исключением оплаты труда и начислений на оплату труда педагогических работников, осуществляющих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Приобретение услуг:
услуги связи;
транспортные услуги;
коммунальные услуги;
услуги по содержанию движимого имущества;
арендная плата за пользование движимым имуществом;
прочие услуги.
3. Прочие расходы.
4. Увеличение стоимости основных средств, за исключением расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки.
5. Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, за исключением расходов на расходные материалы.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: