Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 по делу N А63-13242/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 10 приложения N 3 к постановлению региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31.05.2012 N 34/10, постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31.05.2012 N 34/11>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. по делу № А63-13242/2012
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 августа 2013 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Тлябичевой З.Р., судей Зорина В.А. и Быкодоровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирьяновой Т.И., рассмотрев дело по заявлению
открытого акционерного общества "Оборонэнерго" г. Москва в лице филиала "Северо-Кавказский", г. Пятигорск, ОГРН 1097746264230,
к региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1072635017575,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" в лице филиала "Ставропольэнерго", г. Пятигорск;
ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро", г. Ставрополь;
ОАО "Пятигорские электрические сети", г. Пятигорск;
ОАО "Горэлектросеть", г. Кисловодск;
ОАО "Невинномысская электросетевая компания", г. Невинномысск;
ООО "Кавказская Энергетическая Управляющая компания" в лице филиала "Железноводские электрические сети", г. Железноводск;
МУП г. Буденновска "Электросетевая компания", г. Буденновск;
ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказского филиала, г. Ростов-на-Дону;
ОАО "Георгиевские городские электрические сети", г. Георгиевск;
ООО "Ритм-Б", г. Ставрополь;
ООО ПП "Стеклотара", г. Ставрополь;
ГУП СК "Международный аэропорт Ставрополь", г. Ставрополь;
ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды", г. Минеральные Воды;
ОАО "Невинномысский Азот", г. Невинномысск;
ООО "Концерн Энергия", г. Минеральные Воды;
ООО "Горэлектросеть", г. Буденновск;
ООО "Алмаз", г. Буденновск;
ООО "Восток", г. Буденновск;
ООО "Электрон", г. Буденновск;
ЗАО "Люминофор-сервис", г. Ставрополь;
ООО "Газпромэнерго" в лице Северо-Кавказского филиала, г. Ставрополь,
о признании недействующим п. 10 приложения № 3 к постановлению региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31.05.2012 № 34/10 "О государственном регулировании тарифов в отношении сетевых организаций Ставропольского края" (в действующей редакции) как не соответствующий статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 16, 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, имеющим большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности и создающим препятствия для осуществления основного вида деятельности;
о признании недействующим постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31.05.2012 № 34/11 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на второе полугодие 2012 года" как не соответствующее статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, имеющим большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности и создающим препятствия для осуществления основного вида деятельности;
об обязании региональной тарифной комиссии Ставропольского края устранить нарушение законодательства о ценообразовании путем установления для ОАО "Оборонэнерго" экономически обоснованного размера НВВ и единых котловых (тарифов) на второе полугодие 2012 года;
о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 4000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей заявителя - Капниновой Ю.В. по доверенности от 29.12.2012; Завалова Г.Б. по доверенности от 25.07.2013; Кузичкиной Л.Ю. по доверенности от 06.05.2013; представителей заинтересованного лица - Гладких О.В. по доверенности от 23.04.2013; представителей третьих лиц ООО "Газпромэнерго" в лице Северо-Кавказского филиала - Шуварина Г.С. по доверенности от 06.06.2013 и ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" в лице филиала "Ставропольэнерго" - Поповой Е.Ю. по доверенности от 28.02.2013; в отсутствие иных третьих лиц, уведомленных надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Северо-Кавказский" (далее - общество, ОАО "Оборонэнерго") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к региональной тарифной комиссии Ставропольского края при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" в лице филиала "Ставропольэнерго", ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро", ОАО "Пятигорские электрические сети", ОАО "Горэлектросеть", ОАО "Невинномысская электросетевая компания", ООО "Кавказская Энергетическая Управляющая компания" в лице филиала "Железноводские электрические сети", МУП г. Буденновска "Электросетевая компания", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказского филиала, ОАО "Георгиевские городские электрические сети", ООО "Ритм-Б", ООО ПП "Стеклотара", ГУП СК "Международный аэропорт Ставрополь", ОАО "Международный аэропорт Минеральные Воды", ОАО "Невинномысский Азот", ООО "Концерн Энергия", ООО "Горэлектросеть", ООО "Алмаз", ООО "Восток", ООО "Электрон", ЗАО "Люминофор-сервис", ООО "Газпромэнерго" в лице Северо-Кавказского филиала, о признании недействующим п. 10 приложения № 3 к постановлению региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31.05.2012 № 34/10 "О государственном регулировании тарифов в отношении сетевых организаций Ставропольского края" (в действующей редакции) как не соответствующий статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 16, 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, имеющим большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности и создающим препятствия для осуществления основного вида деятельности; о признании недействующим постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31.05.2012 № 34/11 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на второе полугодие 2012 года" как не соответствующее статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, имеющим большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности и создающим препятствия для осуществления основного вида деятельности; об обязании региональной тарифной комиссии Ставропольского края устранить нарушение законодательства о ценообразовании путем установления для ОАО "Оборонэнерго" экономически обоснованного размера НВВ и единых котловых (тарифов) на второе полугодие 2012 года; о взыскании с заинтересованного лица в пользу заявителя, расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб. (уточненное требование).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2012 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ОАО "Оборонэнерго" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2013 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В качестве оснований для отмены принятого решения кассационной инстанцией указано, что при рассмотрении дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края в 2012 году региональная тарифная комиссия Ставропольского края не приняла во внимание и не учла представленные обществом документы, подтверждающие его расходы, установление тарифа основывалось исключительно на заключении собственной экспертной группы. Кроме того, кассационной инстанцией указано, что согласно результату анализа расчета и приказу Федеральной службы по тарифам от 25.12.2012 № 911-д тарифной комиссией, в нарушение Основ ценообразования, не были учтены в полном объеме экономически обоснованные расходы, заявленные обществом к учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год, а именно, не были учтены затраты в общей сумме 6134,8 тыс. рублей (амортизация основных средств и оплата труда).
При новом рассмотрении дела суду предписано учесть приказ ФСТ России от 25.12.2012 № 911-д, в совокупности оценить представленные в материалы дела доказательства, доводы участвующих в деле лиц и принять законное и обоснованное решение.
В судебном заседании ОАО "Оборонэнерго" заявлено ходатайство о назначении по делу экономической экспертизы. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и имеющихся в деле материалов, в удовлетворении заявленного ходатайства судом отказано по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.03.2012 ОАО "Оборонэнерго" обратилось в ФСТ России с заявлением о досудебном урегулировании спора с региональной тарифной комиссией Ставропольского края по тарифным решениям на 2012 год.
Порядок досудебного рассмотрения споров определен Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669.
Общество обратилось в ФСТ России с указанием на разногласия с региональной тарифной комиссии Ставропольского края по всем статьям расходов, общий объем которых составил 69033,45 тыс. рублей.
Контрольно-ревизионным управлением ФСТ России проведена проверка доводов заявителя по каждой статье расходов, при этом из заявленной суммы требований экономически обоснованными признаны расходы по статье "Амортизация основных средств", "Оплата труда" и "Отчисления на социальные нужды" на общую сумму 6134,8 тыс. рублей. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Приказ ФСТ России от 25.12.2012 № 911-д, принятый по результатам рассмотрения спора, ОАО "Оборонэнерго" в установленном порядке не оспорен и вступил в законную силу. Соответственно заявитель с выводами ФСТ России согласился.
Заинтересованным лицом приказ ФСТ России исполнен. Замечаний со стороны ФСТ России о выполнении вышеуказанного приказа № 911-д не поступало.
При таких обстоятельствах суд считает назначение экспертизы с целью оценки экономической обоснованности требований заявителя, не является целесообразным, поскольку в материалах дела имеется вступивший в законную силу правовой акт федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование цен и тарифов, содержащий такую оценку.
В судебном заседании представители заявителя полностью поддержали доводы, изложенные в заявлении с учетом их уточнения, указали, что считают оспариваемые акты несоответствующим статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктам 16, 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, а также пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФТС РФ от 06.08.2004 № 20-э/2, в связи с чем просили суд удовлетворить требования общества в полном объеме.
Представители региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее - тарифная комиссия, РТК Ставропольского края) и третьих лиц, присутствовавших в судебном заседании, с требованиями заявителя не согласились, указали, что оспариваемые акты приняты с соблюдением действующего законодательства, по основаниям, изложенным в отзывах на заявление, в связи с чем, просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Иные третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета требований, в заседание суда не явились, будучи надлежащим образом уведомленными. В своих отзывах, представленных в материалы дела, поддержали доводы заинтересованного лица, указали на законность оспариваемых актов и просили в удовлетворении требований заявителя отказать.
Выслушав доводы представителей сторон, а также участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, оспариваемые заявителем нормативные правовые акты - постановление от 31.05.2012 № 34/10 "О государственном регулировании тарифов в отношении сетевых организаций Ставропольского края" (официально опубликовано в газете "Ставропольская правда" от 08.06.2012 № 133-134) и постановление от 31.05.2012 № 34/11 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным Сетям Ставропольского края" (официально опубликовано в газете "Ставропольская правда" от 09.06.2012 № 135-136) приняты во исполнение пп. а) п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписывалось в срок до 01.06.2012 принять решения об установлении (пересмотре) с 01.07.2012:
долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и открытого акционерного общества "Холдинг МРСК" в уставном капитале которых в совокупности составляет не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, а также иных территориальных сетевых организаций, в отношении которых применяется в том числе метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при условии согласования с Федеральной службой по тарифам соответствующих долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала;
тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года.
Установление (пересмотр) осуществить исходя из увеличения с 01.07.2012 не более чем на 11 процентов среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, по отношению к уровню среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа по состоянию на дату принятия решений о пересмотре (установлении) с 01.07.2012.
Согласно п. 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации, в случае если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами.
С учетом изложенного, при принятии оспариваемых актов дела об установлении тарифов по сетевым организациям Ставропольского края заинтересованным лицом не открывались. Решения приняты в соответствии с материалами дел об установлении тарифов на 2012 год, сформированных в 2011 году.
Оспариваемым пунктом 10 приложения № 3 к постановлению от 31.05.2012 № 34/10 "О государственном регулировании тарифов в отношении сетевых организаций Ставропольского края" установлена валовая выручка, необходимая ОАО "Оборонэнерго" для осуществления деятельности по передаче электрической энергии на территории Ставропольского края на долгосрочный период 2012 - 2014 годы (без учета оплаты потерь) в следующих размерах:
2012 год - 5881,6 тыс. руб.;
2013 год - 6186,7 тыс. руб. (рост 5,2 процента);
2014 год - 6464,8 тыс. руб. (рост 4,5 процента).
Установленная валовая выручка 2012 года рассчитана заинтересованным лицом на основании следующих документов, имеющихся в материалах дела:
- заявление ОАО "28 Электрическая сеть" на открытие дела по установлению тарифов от 27.04.2011 № 962 (вх. № 935 от 28.04.2011);
- приказ РТК Ставропольского края от 10.05.2011 № 115 "Об открытии дел об установлении долгосрочных тарифов по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям Ставропольского края на 2012 - 2015 годы", в соответствии с которым назначены эксперты для анализа материалов, представленных сетевыми организациями для установления тарифов на 2012 год, а также определен срок для подготовки экспертных заключений до 10.06.2011;
- заключение экспертов РТК Ставропольского края по делу об установлении платы на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала "Северо-Кавказский" ОАО "Оборонэнерго" на 2012 год.
Так как экспертиза проводилась в период с 11.05.2011 по 14.12.2011, при ее проведении заинтересованное лицо правомерно руководствовалось Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (применялось до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, то есть до 31.01.2012).
Как следует из материалов дела, до 31.08.2011 на территории Ставропольского края осуществляло деятельность по передаче электрической энергии ОАО "28 Электрическая сеть". Согласно договору о присоединении от 09.06.2011 № 2 ОАО "Оборонэнерго" и ОАО "28 Электрическая сеть" приняли решение осуществить реорганизацию в форме присоединения ОАО "28 Электрическая сеть" к ОАО "Оборонэнерго". Согласно п. 4.1 указанного договора, после реорганизации ОАО "Оборонэнерго" становится правопреемником ОАО "28 Электрическая сеть" по всем правам и обязанностям.
Реорганизация обществ завершена 31.08.2011, что подтверждается свидетельством ФНС о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 31.08.2011 серия 77 № 012108532.
Заявление ОАО "28 Электрическая сеть" об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год поступило в РТК Ставропольского края 28.04.2011 (входящий № 935), то есть в срок, установленный вышеуказанными Правилами. Приказом от 10.05.2011 № 115 открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "28 Электрическая сеть" с присвоением регистрационного номера 04-33.
Заявление ОАО "Оборонэнерго" об установлении тарифов на 2012 год поступило в РТК Ставропольского края 03.11.2011 (вх. № 2682). Письмом от 09.11.2011 № Р-01-03/3103 ОАО "Оборонэнерго" уведомлено о том, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества на 2012 год будут рассчитаны на основании материалов, представленных ОАО "28 Электрическая сеть". Последствия проведенной в августе 2011 года реорганизации путем присоединения к ОАО "Оборонэнерго" будут учтены как результат хозяйственной деятельности в 2011 году при установлении тарифов на 2013 год. Указанные действия заинтересованного лица соответствуют ч. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выручка заявителя, как территориальной сетевой организации Ставропольского края, складывается как разница между стоимостью услуг по передаче, оплачиваемых гарантирующим поставщиком ОАО "Оборонэнергосбыт", осуществляющим деятельность в границах балансовой принадлежности сетей ОАО "Оборонэнерго", и стоимостью услуг смежных территориальных сетевых организаций, оплачиваемых ОАО "Оборонэнерго".
По данным, заявленным в РТК Ставропольского края и принятым для расчета регулируемых тарифов на 2012 год, объем перетока по сетям заявителя, составил 36,213 млн кВт.ч электрической энергии и 7,857 МВт электрической мощности.
Исходя из указанных плановых показателей, с учетом единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на 2012 год, доход заявителя должен составить 12 359,73 тыс. руб.
Объем поступления электрической энергии (мощности) в сеть заявителя из сетей смежных сетевых организаций неоднократно уточнялся заявителем и принят по его предложению (письмо от 29.11.2011 № 903).
Расходы на оплату услуг смежных территориальных сетевых организаций, рассчитанные по указанным плановым показателям передачи и установленным индивидуальным тарифам на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между сетевыми организациями Ставропольского края, должны составить 98197,5 тыс. руб.
Расходы на оплату технологического расхода (потерь) приняты в размере 8280,72 тыс. руб. и рассчитаны исходя из планового значения величины потерь и прогнозной стоимостью электрической энергии на компенсацию потерь электрической энергии.
В результате собственные расходы заявителя на осуществление регулируемой деятельности в 2012 году должны составить 5881,55 тыс. руб. (затраты на содержание сетей в сумме 5612,92 тыс. руб. и компенсация выпадающего дохода, полученного ввиду сдерживания роста тарифов в 1-ом полугодии 2012 года) (112359,73 тыс. руб. - 98197,5 тыс. руб. - 8280,72 тыс. руб.).
Разногласия между сторонами по основным статьям расходов, указанным в заявлении, обусловлены количеством обслуживаемого заявителем оборудования и объемом оказанных услуг.
Количество обслуживаемого заявителем оборудования принято заинтересованным лицом равным количеству, заявленному ОАО "28 Электрическая сеть" при установлении тарифов на 2011 год, так как материалы, подтверждающие увеличение обслуживаемого оборудования к заявлению на открытие дела об установлении тарифов на 2012 года приложены не были.
Довод заявителя о том, что договор безвозмездного пользования имуществом, заключенный с Минобороны России, направлен заинтересованному лицу в мае 2011 года и должен был учитываться при пересмотре тарифов в соответствии с решением Правительства Российской Федерации на второе полугодие 2012 года, судом не принимается, так как дело об установлении тарифов на второе полугодие 2012 года не открывалось, соответственно экспертиза расходов не проводилась.
Кроме того предписание Правительства Российской Федерации, изложенное в пп. а) п. 3 постановления от 29.12.2011 № 1178 направлено на ограничение роста тарифов на уровне 11 процентов, увеличение расходов территориальных сетевых организаций при установлении тарифов на 2012 год не допускалось.
В соответствии с примечанием к приложению № 2.5 к форме решения регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней (приложение № 1 к регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и услуги оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденном приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э, индивидуальные тарифы для расчетов между смежными сетевыми организациями устанавливаются в соответствии с заключенными договорами. Однако заинтересованное лицо в судебном заседании доказало, что договоры оказания услуг с ОАО "Оборонэнергосбыт" и сетевыми организациями, смежными с заявителем, последним не заключены и в регулирующий орган не представлены.
Кроме того, определением суда от 12.11.2012 по рассматриваемому делу заявитель обязывался представить указанные договоры на обозрение суда. Вместе с тем заявителем представлены договор от 26.09.2012 № ДОУ-2012/046, подписанный с гарантирующим поставщиком ОАО "Оборонэнергосбыт" с протоколом разногласий (протокол разногласий отсутствует), договор от 01.10.2012 № 600308, подписанный гарантирующим поставщиком ОАО "Ставропольэнергосбыт" с протоколом разногласий (протокол разногласий отсутствует), договор от 25.01.2012 № 10/12, подписанный ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" с протоколом разногласий (протокол разногласий отсутствует), договор от 15.01.2012 № СЭ 00167, подписанный с филиалом ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" с протоколом разногласий (протокол разногласий отсутствует), а также письма от 27.08.2012 о направлении оферт договоров в смежные сетевые организации - ОАО "Пятигорские электрические сети", ОАО "Горэлектросеть", г. Кисловодск, ОАО "Невинномысская электросетевая компания", ОАО "Георгиевские городские электрические сети" и МУП г. Буденновска "Электросетевая компания".
То есть договоры с контрагентами заявителем не заключены, объемы оказываемых услуг, как существенные условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям, не согласованы.
При указанных обстоятельствах заинтересованным лицом правомерно принят для расчета тарифов объем оказываемых заявителем услуг в соответствии с предложениями смежных сетевых организаций, поступивших заинтересованному лицу в предложениях указанных организаций, и гарантирующих поставщиков электрической энергии, с учетом формы таблицы № П1.30, направленной заинтересованному лицу заявителем письмом от 29.11.2011 № 903.
Валовая выручка заявителя на 2013 и 2014 годы, установленная оспариваемым п. 10 приложения № 3 к постановлению от 31.05.2012 № 34/10 определена заинтересованным лицом путем индексации необходимой валовой выручки 2012 года по правилам, установленным Методическими указаниями о расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.
Постановлением от 31.05.2012 № 34/11 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края. В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2006 № 20-э/2, единые (котловые) тарифы определяются путем деления валовой выручки, необходимой для содержания объектов электросетевого хозяйства всех территориальных сетевых организаций субъекта Российской Федерации, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, на общий объем передачи электрической энергии потребителям этого субъекта Российской Федерации.
В составе краевой валовой выручки, принятой для расчета единых (котловых) тарифов учтена валовая выручка заявителя в размере, определенном п. 10 приложения № 3 к постановлению РТК Ставропольского края от 31.05.2012 № 34/10, что заявителем не оспаривается.
Относительно вывода суда кассационной инстанции о том, что при рассмотрении дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края в 2012 году, РТК Ставропольского края не приняла во внимание и не учла представленные обществом документы, подтверждающие его расходы, установление тарифа основывалось исключительно на заключении собственной экспертной группы, при повторном рассмотрении дела установлено следующее.
Оспариваемые заявителем постановления приняты РТК Ставропольского края во исполнение п. 3 постановления правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов было предписано в срок до 01.06.2012 пересмотреть установленные на 2012 год единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии и долгосрочные параметры регулирования территориальных сетевых организаций исходя из увеличения с 01.07.2012 не более чем на 11 процентов среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, по отношению к уровню среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа по состоянию на дату принятия решений о пересмотре (установлении) с 01.07.2012.
Указанным постановлением введено ограничение роста тарифов, при этом проведение повторной экспертизы не предполагалось. Выполнение указанного ограничения на территории Ставропольского края выполнялось путем снижения НВВ самой крупной территориально сетевой организации края - ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго". Валовая выручка прочих сетевых организаций принята в размере, установленном на 2012 год при принятии тарифных решений в декабре 2011 года в установленном порядке.
Заключение экспертов РТК Ставропольского края от 11 мая - 14 декабря 2011 г. подготовлено по результатам материалов, представленных ОАО "28 Электрическая сеть" для установления тарифов на 2012 год в сроки, установленные Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (действовало в рассматриваемый период).
Экспертиза проведена без учета материалов, представленных ОАО "Оборонэнерго" 21.10.2011, что соответствует действовавшим на момент принятия решения Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109. Согласно указанному пункту, тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Действие пункта не распространяется на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось.
До августа 2011 года государственное регулирование осуществлялось в отношении ОАО "28 Электрическая сеть" (реорганизованного 31.08.2011 путем присоединения к ОАО "Оборонэнерго").
Учитывая, что права и обязанности ОАО "28 Электрическая сеть" в соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации в полном объеме перешли к ОАО "Оборонэнерго" действия заинтересованного лица по отказу в рассмотрении материалов, представленных письмом от 29.11.2011 № 905 законны и обоснованны.
Во исполнение указания суда кассационной инстанции об исследовании обстоятельств, связанных с принятием Федеральной службой по тарифам приказа от 25.12.2012 № 911-д, при новом рассмотрении данного дела судом первой инстанции установлено следующее.
Вышеуказанный приказ принят ФСТ России в рамках предоставления государственной услуги по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях".
Общая сумма разногласий, заявленная ОАО "Оборонэнерго" в ФСТ России при инициации рассмотрения спора, составила 69033,45 тыс. руб. по восьми статьям расходов, таким как "вспомогательные материалы", "расходы на оплату труда", "отчисления на социальные нужды", "амортизация основных средств", "прочие затраты" и т.д.
При этом в качестве обоснованных в соответствии с вышеназванным приказом ФСТ России приняты расходы в сумме всего 6134,8 тыс. рублей (8,8% от заявленных требований) по статьям "амортизация основных средств" и "оплата труда".
Амортизационные отчисления увеличены в связи с увеличением количества обслуживаемого оборудования (с учетом дополнительных объектов, принятых в безвозмездное пользование по договору с Минобороны России) в 2012 году. В связи с увеличенным количеством обслуживаемого оборудования увеличена нормативная численность персонала, соответственно и расходы по оплате труда.
Так как договор заключен в 2012 году, дополнительные расходы по указанным статьям, обусловленные его заключением, должны быть оценены как результат хозяйственной деятельности регулируемой организации в порядке, установленном пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, согласно которому расходы, не учтенные в составе тарифов по независящим от регулируемой организации причинам в предшествующем периоде регулирования, выявленные на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, учитывается при следующем тарифном регулировании.
В общем порядке увеличение фактических расходов заявителя по статья "амортизация основных фондов" и "оплата труда" должны были быть проанализированы заинтересованным лицом на основании бухгалтерской и статистической отчетности за 2012 год, срок представления которой - 01.04.2013, и учтены как результат хозяйственной деятельности при регулировании на 2014 год.
Однако, поскольку ФСТ России выполнен указанный анализ ранее, такие отклонения плановых показателей деятельности заявителя на 2012 год от фактических, учтены заинтересованным лицом при установлении тарифов на 2013 год.
Постановлениями заинтересованного лица от 24.12.2012 № 70/4 и от 21.02.2012 № 11/2 определены долгосрочные параметры регулирования деятельности и необходимая валовая выручка сетевых организаций Ставропольского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода индексации, на 2012-2014 годы, в том числе ОАО "Оборонэнерго". При этом валовая выручка заявителя на 2013 год установлена в размере 20 437 тыс. руб. и включает выпадающий доход за 2012 год в размере 6 134,8 тыс. рублей (согласно приказу ФСТ России от 25.12.2012 № 911-д).
Федеральная служба по тарифам письмами от 29.12.2012 № р-01-04/3972 и от 26.02.2013 № 01-04/498 уведомлена о выполнении приказа от 25.12.2012 № 911-д. Замечания со стороны ФСТ России о выполнении принятого решения заинтересованным лицом в материалах дела отсутствуют.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несоответствие оспариваемого акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по основаниям указанным в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом также не установлено.
Судом полностью и всесторонне исследованы все представленные доказательства, установлены имеющие значение для дела фактические обстоятельства.
На основании изложенного суд приходит к выводу о признании оспариваемых актов соответствующими Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, как нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь частью 4 статьи 82, статьями 167 - 170, 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
решил:
в удовлетворении ходатайства о назначении экономической экспертизы по делу, отказать.
В удовлетворении заявленного требования открытого акционерного общества "Оборонэнерго", г. Москва, в лице филиала "Северо-Кавказский", г. Пятигорск, ОГРН 1097746264230, отказать.
Пункт 10 приложения № 3 к постановлению региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31.05.2012 № 34/10 "О государственном регулировании тарифов в отношении сетевых организаций Ставропольского края" (в действующей редакции) признать соответствующим статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 16, 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, как нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31.05.2012 № 34/11 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на второе полугодие 2012 года" признать соответствующим статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов, утвержденных приказом ФТС России от 06.08.2004 № 20-э/2, как нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решение суда в полном объеме подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и газете "Ставропольская Правда".
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий судья
З.Р.ТЛЯБИЧЕВА
Судьи
Л.В.БЫКОДОРОВА
В.А.ЗОРИН
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: