Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края от 08.08.2013 N 490 "Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"



АДМИНИСТРАЦИЯ АНДРОПОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. № 490

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" и в целях обеспечения конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, создания системы работы по своевременному выявлению, диагностике лиц, имеющих проблемы в развитии, координации действий специалистов, работающих с ними, социализации и интеграции детей в общество, оказания практической помощи семьям, имеющим детей с особыми потребностями в организации их жизни администрация Андроповского муниципального района Ставропольского края постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:
положение о специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях Андроповского района Ставропольского края;
положение о территориальной психолого-медико-педагогической комиссии системы образования Андроповского района Ставропольского края.
2. Отделу образования администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края:
2.1. Совместно с государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Андроповская центральная районная больница", управлением труда и социальной защиты населения администрации Андроповского муниципального района сформировать банк данных детей, нуждающихся в коррекционном обучении.
2.2. Организовать работу специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных учреждениях Андроповского района Ставропольского края.
2.3. Обеспечить комплексную диагностику и сопровождение обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья при выборе общеобразовательного учреждения, а также форм обучения.
2.4. Укомплектовать созданные специальные (коррекционные) классы кадрами педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, прошедшими специальную подготовку.
2.5. Постоянно информировать население о возможностях получения коррекционного образования в Андроповском районе Ставропольского края.
3. Рекомендовать государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Андроповская центральная районная больница" обеспечить медицинское сопровождение детей, нуждающихся в коррекционном образовании.
4. Признать утратившим силу постановление администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края от 30 октября 2009 г. № 632 "Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья".
5. Настоящее постановление подлежит размещению на официальном сайте администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя отдела образования администрации Андроповского муниципального района Лютую Н.И.
7. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Исполняющий обязанности
главы администрации,
первый заместитель
главы администрации
Андроповского муниципального района
Ставропольского края
А.И.КРЕМНОЙ





Утверждено
постановлением
администрации Андроповского
муниципального района
Ставропольского края
от 08 августа 2013 г. № 490

ПОЛОЖЕНИЕ
О СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ АНДРОПОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положении об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, письмом министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов", письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
1.2. Положение регулирует вопросы оказания своевременной дифференцированной помощи детям с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
1.3. Деятельность специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР) строится на принципах гуманизма, свободного развития личности, обеспечивает адаптивность, дифференциацию, вариативность системы обучения в интересах детей.
1.4. Специальные (коррекционные) классы создаются в общеобразовательных учреждениях и являются формой дифференциации образования.
1.5. Общеобразовательное учреждение обеспечивает учащимся коррекционных классов условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

2. Цели создания специальных (коррекционных)
классов для обучения детей с ЗПР

Целью организации названных классов в массовых общеобразовательных учреждениях является создание целостной системы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния нервно-психического развития.

3. Задачи специальных (коррекционных) классов
для обучения детей с ЗПР

3.1. Внедрение инновационных образовательных технологий реабилитации, коррекционно-развивающей работы, психологической и медицинской помощи детям с отклонениями в развитии и семьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии.
3.2. Координация действий специалистов района, работающих с детьми, имеющими проблемы в развитии.
3.3. Оптимизация процессов интеграции и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

4. Организация и функционирование специальных
(коррекционных) классов для обучения детей с ЗПР

4.1. Специальные (коррекционные) классы VII вида могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков.
4.2. Специальные (коррекционные) классы VII вида открываются приказом руководителя отдела образования администрации Андроповского муниципального района (далее отдел образования) на основании следующих документов:
ходатайства администрации общеобразовательного учреждения на имя руководителя отдела образования с просьбой открыть специальный (коррекционный) класс;
списка детей с диагнозом ЗПР;
заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии на каждого ребенка о необходимости обучения по специальной (коррекционной) программе VII вида;
заявления родителей (законных представителей) на имя директора школы с просьбой о зачислении ребенка в специальный (коррекционный) класс VII вида.
4.3. Специальные (коррекционные) классы VII вида осуществляют образование обучающихся в объеме начального образования, а в объеме основного общего образования для детей с ЗПР церебрально-органического генезиса.
4.4. Продление сроков обучения по окончании начальных классов возможно только по заключению специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии индивидуально на каждого обучающегося. В случае выявления у обучающегося тяжелой формы ЗПР (церебрально-органического генезиса) должен быть рассмотрен вопрос о продолжении обучения в специальном (коррекционном) классе VII вида в среднем звене.
4.5. В специальные (коррекционные) классы VII вида принимаются дети с ЗПР, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная утомляемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, низкий уровень учебной мотивации, общая познавательная пассивность.
Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения общения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего аутизма).
4.6. Обучение в специальных (коррекционных) классах носит коррекционно-развивающий характер, регламентируется базисным учебным планом для образовательных учреждений Ставропольского края, реализующих программы общего образования, учебными программами, рекомендованными Министерством образования Российской Федерации для классов этого вида.
4.7. Распорядок дня в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа в этих классах в первую смену.
4.8. Наполняемость специальных (коррекционных) классов VII вида не должна превышать 12 человек.
4.9. Учащиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2 - 4 человек).
4.10. В целях коррекции отклонений в развитии воспитанников, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые занятия (не более 3 воспитанников), коррекционные занятия.
4.11. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы по решению психолого-медико-педагогического консилиума обучающиеся специальных (коррекционных) классов VII вида могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
4.12. Для организации и проведения комплексного обследования детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школьной жизни, в общеобразовательном учреждении приказом руководителя общеобразовательного учреждения создается психолого-медико-педагогический консилиум на основании Положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения. В его состав входят: заместитель директора общеобразовательного учреждения по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, учитель-логопед и/или учитель-дефектолог, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), опытные учителя, работающие с этой категорией учащихся.

5. Участники правовых отношений, регулируемых
настоящим положением

Участниками правовых отношений в сфере специального (коррекционного) образования являются:
несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья, проживающие или временно находящиеся на территории района;
родители (законные представители) несовершеннолетних граждан с ограниченными возможностями здоровья;
педагогические, медицинские и иные работники образовательных учреждений, участвующие в осуществлении специального (коррекционного) образования;
отдел образования;
территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия отдела образования.

6. Права и обязанности родителей (законных представителей)
лиц с ограниченными возможностями здоровья

6.1. Родители (законные представители) лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющие потребность в специальном (коррекционном) образовании имеют право:
участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ для ребенка;
получать в психолого-медико-педагогической комиссии бесплатные консультации по вопросам специального (коррекционного) образования;
выбирать форму специального (коррекционного) образования и образовательное учреждение (классы, группы) для своего ребенка;
6.2. Родители (законные представители) лиц с ограниченными возможностями здоровья:
несут ответственность за их воспитание и получение ими образования;
обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
обязаны выполнять Устав образовательного учреждения.

7. Компетенция отдела образования в сфере специального
(коррекционного) образования

7.1. Участие в выявлении лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также дальнейшем обучении, воспитании, реабилитации и интеграции в общество.
7.2. Осуществление контроля за работой специальных (коррекционных) классов.
7.3. Рассмотрение предложений, заявлений граждан по вопросам специального (коррекционного) образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и принятием по ним необходимых мер.
7.4. Создание банка данных о лицах с ограниченными возможностями здоровья и их потребностях в специальном (коррекционном) образовании.
7.5. Обеспечение комплексной диагностики и сопровождения (оказания помощи) лиц с ограниченными возможностями здоровья при выборе формы специального (коррекционного) образования.
7.6. Принятие мер по обеспечению и защите конституционного права граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, проживающих или временно находящихся на территории Андроповского района, на получение образования в форме специального (коррекционного) образования.
7.7. Оказание помощи руководителям общеобразовательных учреждений в подборе и аттестации кадров, способных к выполнению обязанностей педагогических, социальных и медицинских для специального (коррекционного) образования.
7.8. Разрешение спорных вопросов между общеобразовательными учреждениями либо работниками данных учреждений и лицами с ограниченными возможностями здоровья и их родителями (законными представителями).

8. Кадровое, материально-техническое
и финансовое обеспечение

8.1. В специальных (коррекционных) классах VII вида работают учителя, логопеды, психологи, имеющие опыт работы в школе и прошедшие специальную подготовку.
8.2. Для организации учебно-воспитательного процесса администрации школ выделяют кабинеты, оснащают их необходимым оборудованием.
8.3. Заработная плата учителям выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю, в соответствии с положением об оплате труда по общеобразовательному учреждению.





Утверждено
постановлением
администрации Андроповского
муниципального района
Ставропольского края
от 08 августа 2013 г. № 490

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АНДРОПОВСКОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

1. Общие положения


1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", письмом министерства образования Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 27/2967-6 "О психолого-медико-педагогической комиссии", приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. № 95 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 03 марта 2009 года № 70 "Об утверждении порядка проведения государственного выпускного экзамена".
1.2. Положение регламентирует деятельность территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее территориальной ПМПК), которая реализует консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.

2. Цель создания территориальной ПМПК

Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями поведения, организация и проведение комплексного диагностического обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

3. Задачи территориальной ПМПК

3.1. Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследования) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
3.2. Проведение обследования выпускников 9-х и 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья с целью определения формы прохождения государственной (итоговой) аттестации.
3.2. Своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии.
3.3. Определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии.
3.4. Комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии и его потенциальных возможностей.
3.5. Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии в Андроповском районе.
3.6. Своевременное направление детей для обследования на центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - центральная ПМПК) при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи.
3.7. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
3.8. Участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и отклонений в поведении детей.
3.9. Содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

4. Организация деятельности территориальной ПМПК

4.1. Территориальная ПМПК осуществляет свою работу на основании распоряжения администрации Андроповского района Ставропольского края на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 1 имени П.М. Стратийчука".
4.2. Состав, руководитель территориальной ПМПК утверждаются приказом руководителя отдела образования администрации Андроповского района Ставропольского края (далее - отдел образования) по согласованию с главным врачом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Андроповская центральная районная больница".
4.3. Члены территориальной ПМПК, представляющие педагогический и медицинский состав комиссии, являются штатными сотрудниками учреждений по их основному месту работы. В дни работы комиссии ее члены освобождаются от своих обязанностей по основной работе.
4.4. Состав комиссии включает: педагога-психолога, учителя - дефектолога и\или учителя - логопеда, социального педагога, специалиста медицинского профиля (врача-психиатра или детского невролога), представителя отдела образования, представителя государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15 VIII вида".
4.5. Территориальная ПМПК работает в режиме заседаний, по утвержденному графику, определяющему дни и время проведения обследования специалистами.
4.6. Направление несовершеннолетних в территориальную ПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Инициаторами обследования детей на территориальной ПМПК могут быть педагоги общеобразовательных учреждений.
Предварительная запись на обследование осуществляется с согласия родителей (законных представителей), которые ставятся в известность о необходимости предоставления следующих документов:
свидетельство о рождении ребенка (паспорт) (копия и оригинал предъявляется на заседании территориальной ПМПК);
выписки из протоколов психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательного учреждения;
подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдавших ребенка в детской поликлинике по месту жительства;
представление учителя-логопеда;
педагогическое представление (составляется педагогом, непосредственно работающим с ребенком, заверяется директором образовательного учреждения);
психологическое представление;
письменные работы по математике и русскому (родному) языку, рисунки и другие результаты самостоятельной деятельности ребенка;
для уточнения образовательной программы ребенка дополнительную медицинскую информацию на основании запроса территориальной ПМПК.
4.7. Проведение обследования выпускников 9-х и 11-х (12-х) классов с ограниченными возможностями здоровья для рекомендации прохождения государственной (итоговой) аттестации в той или иной форме осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) выпускников.
Заявление на обследование подается в адрес руководителя общеобразовательного учреждения с приложением документов, подтверждающих наличие у выпускника ограничений здоровья.
Общеобразовательное учреждение готовит сводную информацию о выпускниках с ограниченными возможностями здоровья, направляемых на обследование территориальной ПМПК, и направляет ее в адрес территориальной ПМПК.
На основании предоставленной информации распоряжением администрации Андроповского района Ставропольского края назначается дата, время и место проведения комиссии, о чем председатель Комиссии незамедлительно информирует выпускника с ограниченными возможностями здоровья и родителей (законных представителей).
В заключении территориальной ПМПК четко формулируются рекомендации о прохождении государственной (итоговой) аттестации в той или иной форме выпускником с ограниченными возможностями здоровья, прошедшим обследование.
4.12. Территориальной ПМПК ведется следующая документация:
журнал предварительной записи детей на обследование;
журнал учета детей, прошедших обследование в территориальной ПМПК;
карта ребенка, прошедшего обследование;
протокол обследования ребенка (далее протокол).
4.13. Обследование ребенка в территориальной ПМПК осуществляется индивидуально каждым специалистом или несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого-медико-педагогическими показаниями, исключающими возникновение психотравмирующих и неэтичных ситуаций.
4.14. На основании заключений специалистов территориальной ПМПК составляется коллегиальное заключение и, при необходимости, дается направление на обследование центральной ПМПК.

5. Права и обязанности родителей
(законных представителей)

Родители (законные представители) имеют право:
5.1. Защищать законные права и интересы детей, принимать участие в организации деятельности территориальной ПМПК.
5.2. Присутствовать при процедуре обследования.
5.3. В случае несогласия с коллегиальным заключением территориальной ПМПК обратиться в центральную ПМПК без направления.
Родители (законные представители) при прохождении детьми обследования обязаны:
5.4. Выполнять относящиеся к ним требования настоящего Положения о территориальной ПМПК.
5.5. Представлять в территориальную ПМПК следующие документы:
свидетельство о рождении ребенка (паспорт) (копия) и оригинал предъявляется на заседании территориальной ПМПК;
выписки из протоколов психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения;
подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдавших ребенка в детской поликлинике по месту жительства;
представление учителя-логопеда;
педагогическое представление (составляется педагогом, непосредственно работающим с ребенком, заверяется директором образовательного учреждения);
психологическое представление;
письменные работы по математике и русскому (родному) языку, рисунки и другие результаты самостоятельной деятельности ребенка;
для уточнения образовательной программы ребенка дополнительную медицинскую информацию на основании запроса территориальной ПМПК.

6. Управление территориальной ПМПК

6.1. Непосредственное руководство территориальной ПМПК осуществляет руководитель отдела образования.
6.2. Председатель территориальной ПМПК, назначенный приказом руководителя отдела образования, организует работу комиссии и несет полную ответственность за организацию диагностической деятельности, за соблюдение законных прав несовершеннолетних на получение образования, ведение необходимой документации.


------------------------------------------------------------------