Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2013 по делу N А63-3940/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации города-курорта Кисловодска от 15.12.2010 N 1593 "Об утверждении нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города-курорта Кисловодска и на очистные сооружения канализации, расчета предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу № А63-3940/2013

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 17 июля 2013 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Быкодоровой Л.В., судей Русановой В.Г. и Алиевой А.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артюховой И.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
федерального государственного бюджетного учреждения "Центр медицинской реабилитации "Луч", г. Кисловодск, ОГРН 1102628000958,
к администрации города-курорта Кисловодска, ОГРН 1022601316418,
к государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь, ОГРН 1022601934630,
о признании постановления администрации города-курорта Кисловодска от 15.12.2010 г. № 1593 "Об утверждении нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города-курорта Кисловодска и на очистные сооружения канализации, расчета предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ" недействующим полностью с даты его принятия,
при участии представителя заявителя Моринова Ю.С. по доверенности от 20.11.2012, представителя администрации города-курорта Кисловодска Кавалеристовой О.С. по доверенности от 10.01.2013 3 4/07-22, представителя ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь Приходченко М.А. по доверенности № 06-ю от 27.12.2012,

установил:

федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр медицинской реабилитации "Луч", г. Кисловодск (далее - заявитель, санаторий) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города - курорта Кисловодска (далее - заинтересованное лицо, администрация) и к ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (далее - водоканал, предприятие), г. Ставрополь о признании постановления администрации города-курорта Кисловодска от 15.12.2010 № 1593 "Об утверждении нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города-курорта Кисловодска и на очистные сооружения канализации, расчета предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ" недействующим полностью с даты его принятия.
В обоснование требований заявитель указал, что анализ утвержденных нормативов ПДК свидетельствует о том, что показатели содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации, по ряду показателей устанавливаются на уровне, соответствующем уровню содержания этих веществ в водах, сбрасываемых водоканалом в реку Подкумок после их очистки, а по ряду показателей для абонентов установлены даже более строгие требования по сравнению с показателями, утвержденными для водоканала в соответствии с разрешением № 383.
В тариф ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" на водоотведение включен целый ряд затрат, связанных с транспортировкой и очисткой сточных вод, в том числе расходы на реагенты, электроэнергию, цеховые и общеэксплуатационные расходы, оплата труда работников и т.д. (согласно данным региональной тарифной комиссии Ставропольского края).
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что принимаемые предприятием от абонентов сточные воды должны подвергаться очистке, и только после этого сбрасываться в открытый водоем (реку Подкумок). В связи с этим норматив ПДК, устанавливаемые для абонентов водоканала, должны предусматривать возможность сброса в систему канализации более загрязненной воды по сравнению с требованиями к ее составу, установленными для самого ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" при сбросе в водоемы.
По мнению представителя заявителя, установление ПДК сточных вод на уровне, превышающем требования к составу питьевой воды, фактически лишает абонентов водоканала возможности обеспечить установленные требования к составу сточных вод, в результате чего абоненты вынуждены оплачивать услуги водоотведения по штрафным тарифам, установленным для случаев превышения ПДК в соответствии с Постановлением администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края № 1593 от 15 декабря 2010 г. и постановлением Правительства Ставропольского края № 126-п от 21 апреля 2010 г.
Все вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, а именно:
- разработка ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" проекта постановления администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края № 1593 от 15 декабря 2010 г. с нормативами ПДК, не соответствующими показателям, утвержденным в разрешении № 383, и установленными СанПиН 2.1.4.1074-01 для питьевой воды; утверждение постановления администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края № 1593 от 15 декабря 2010 г., устанавливающего нормативы ПДК для сточных вод на уровне, превышающем требования к составу питьевой воды и фактически исключающем возможность их соблюдения.
По мнению представителя заявителя, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о совершении администрацией и предприятием согласованных действий, направленных на создание для предприятия преимущественных условий осуществления деятельности, в том числе путем вынуждения абонентов оплачивать штрафные санкции за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему канализации.
Следовательно, предприятие в лице филиала "Кавминводские очистные сооружения канализации" и администрация города-курорта Кисловодска своими действиями допустили нарушение требований статьи 16 Федерального закона № 135 от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции", запрещающей соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Представитель заявителя в судебном заседании 15 июля 2013 г. заявил три ходатайства об истребовании доказательств у Кубанского бассейнового управления, Роспотребнадзора по Ставропольскому краю и у Росприроднадзора по Ставропольскому краю. Каждое ходатайство содержит в себе просьбу о предоставлении следующей информации: обязаны ли соответствовать нормативы ДК загрязняющих веществ, установленные в указанном постановлении главы города-курорта Кисловодска, - постановлению главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 г. № 24 (СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода") или нет; приказу Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 г. № 20 "Об утверждении нормативов качества воды, водных объектов рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативов предельно допустимых концентрации вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения"; нормативам, указанным в разрешениях на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 383 от 21.02.2008 г.; от 03.09.2009 г. 4 от 21.05.2010, выданных Управлением Ростехнадзора непосредственно филиалу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации".
Представитель заявителя просил истребовать у Управления Роспотребнадзора по СК аналогичную информацию, что касается информации Росприроднадзора, то она дополнена только одним дополнительным пунктом, а именно: обязаны ли были ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" или администрация города-курорта Кисловодска провести предварительную экологическую экспертизу до издания постановления от 15 декабря 2010 г. № 1593.
Указанные выше ходатайства были отправлены в Управление Роспотребнадзора по СК и Росприроднадзор по СК, а также руководителю Кубанского бассейнового управления за 2 - 3 дня до судебного заседания, что подтверждается квитанциями почты, которые имеются в материалах дела.
Суд, с учетом мнения сторон, отказал представителю заявителя в удовлетворении данных ходатайств, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Предметом спора по данному делу является постановление администрации города-курорта Кисловодска от 15.12.2010 г. № 1593 "Об утверждении нормативов допустимых концентраций веществ сточных водах абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города-курорта Кисловодска и на очистные сооружения канализации, расчета предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ". Однако в заявленном ходатайстве заявитель просил истребовать документы, связанные с договорными отношениями, указаний на то, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, в заявленном ходатайстве не приведены. ФГБУ "ЦМР "Луч" Минздрава России в своем заявлении просило суд признать указанное выше постановление от 15.12.2010 № 1593 недействующим полностью с даты его принятия.
Суд считает, что информация, истребуемая заявителем в ходатайстве, к рассмотрению судом вопроса об обоснованности (необоснованности) утвержденных нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов города Кисловодска отношения не имеет. Кроме того, заявитель не пояснил, каким образом данная информация может способствовать правильному разрешению дела № А63-3940/2013.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и от 12.02.1999 г. № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" Правительство Ставропольского края приняло постановление от 21.04.2010 г. № 126-п, которым были утверждены Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, в том числе за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ (далее - порядок взимания платы) и Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края.
В пункте 4 порядка взимания платы прямо указано, что плата абонентами за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края при концентрации загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций в сточных водах производится в размере тарифа на услуги водоотведения за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод, т.е. в тариф на водоотведение включена плата абонентов за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края при концентрации загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций и (или) временных условий приема загрязняющих веществ в сточных водах.
Плата же абонентами за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, согласно пункту 5 порядка взимания платы, производится исходя из объема общего водоотведения и концентрации загрязнений в сточных водах в кратных размерах тарифа на услуги водоотведения.
Таким образом, вышеуказанными нормами права четко регламентировано, что именно входит в тариф на водоотведение, а что не входит.
Представитель администрации города-курорта Кисловодска требования заявителя не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление (Т.2 л.д. 71-73). Считает, что постановление от 15.12.2010 г. № 1593 принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, в соответствии с нормами, регулирующими правоотношения в области водоотведения.
Представитель ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", также полагает, что оспариваемое постановление полностью соответствует действующему законодательству по основаниям, изложенным в отзыве (Т.2 л.д. 1-8), просил суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
Суд, выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ.)
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, постановлением от 15.12.2010 г. № 1593 утверждены допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города-курорта Кисловодска и на очистные сооружения канализации, расчета предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Постановление принято на основании Федерального закона № 131-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 167 (далее - постановление № 167) постановления № 130, Устава муниципального образования городского округа города-курорта Кисловодска.
В соответствии с Законом № 131-ФЗ, Уставом муниципального образования городского округа города-курорта Кисловодска органы местного самоуправления городского округа вправе принимать муниципальные правовые акты.
Нормативно-правовой акт опубликован в установленном порядке, принят в соответствии с требованиями, определенными для нормативно-правовых актов.
В соответствии с п. п. 1, пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. № 167 (далее - правила), нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Из материалов дела следует, что предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, поступающих в систему канализации города Кисловодска, рассчитаны организацией ВКХ, исходя из технических возможностей системы коммунальной канализации и с учетом установленного ПДС для организаций ВКХ, в соответствии с Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденными приказом МЖКХ РСФРС от 02.03.1984 г. № 107.
Следовательно, постановление администрации города-курорта Кисловодска принято в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими правоотношения в области водоотведения, в рамках полномочий органа местного самоуправления.
Представитель заявителя ссылался на несоответствие постановления администрации города-курорта Кисловодска СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденным постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 г. № 24.
Данный довод не может быть принят судом, поскольку регулирует иные правоотношения.
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Таким образом, СанПиН 2.1.4.1074-01 регулирует правоотношения, связанные с водоснабжением. Оспариваемым нормативным правовым актом утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, т.е. регулируются правоотношения связанные с водоотведением. В связи с чем данные акты не могут расцениваться как противоречащие друг другу.
Из материалов дела установлено, что в соответствии с распоряжением ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" от 27.03.2012 № 62 филиалу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" "Кавминводские очистные сооружения канализации" переданы функции по контролю за составом сточных вод у абонентов, взиманию платы за сброс сверхнормативных сточных вод в системы канализации. До издания данного распоряжения функции по контролю за составом сточных вод у абонентов ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" осуществлял филиал ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Центр исследования и контроля воды".
ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в лице филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации" (далее - организация ВКХ) с 24 сентября 2012 г. выставляет счета ФГБУ "ЦМР "Луч" Минздрава России (далее - заявитель) за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах. За период с 24.09.2012 по 31.01.2013 заявитель оплатил счета на общую сумму 714 365 руб. 52 коп.
В феврале и марте 2013 г. организацией ВКХ были выставлены заявителю счета за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах в размере 192 133 руб. 92 коп. и 98 800 руб. 83 коп. соответственно. Данные счета заявитель оставил без оплаты. В настоящее время в производстве Арбитражного суда Ставропольского края находится дело № А63-4159/2013 по исковому заявлению организации ВКХ к заявителю о взыскании задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в размере 290 934 руб. 75 коп.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и от 12.02.1999 г. № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
Правительство Ставропольского края приняло постановление от 21.04.2010 г. № 126-п, которым были утверждены Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, в том числе за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ и Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края.
В п. 2 порядка взимания платы дается определение понятия абонент. Абонентом является юридическое лицо, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы канализации, которые непосредственно присоединены к системам канализации населенных пунктов Ставропольского края, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также управляющие компании, ТСЖ и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
В соответствии с пунктом 3 порядка взимания платы существуют три вида взимания организацией ВКХ платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, с учетом фактического приема сточных вод и загрязняющих веществ от абонентов: плата за сброс сточных вод с концентрацией загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций или выше допустимых концентраций, но в пределах временных условий приема загрязняющих веществ в сточных водах; плата за сброс сточных вод с превышением временных условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, а при их отсутствии - за сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края с превышением допустимых концентраций; плата за залповый сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края (сброс сточных вод с превышением более чем в 100 раз допустимых концентраций по любому виду загрязнений, а также сброс агрессивного стока с pH менее 2 или более 12.
При этом необходимо учитывать, что, согласно пункту 4 порядка взимания платы, плата абонентами за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края при концентрации загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций и (или) временных условий приема загрязняющих веществ в сточных водах производится в размере тарифа на услуги водоотведения за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод, т.е. в тариф на водоотведение включена плата абонентов за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края при концентрации загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций и (или) временных условий приема загрязняющих веществ в сточных водах.
Объем сточных вод, за который взимается плата за превышение допустимых концентраций и (или) временных условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, определяется в соответствии с данными учета принятых (сброшенных) сточных вод за период с даты установления факта превышения допустимых концентраций и (или) временных условий приема загрязняющих веществ в сточных водах по дату устранения загрязнения и получения результатов нового лабораторного контроля, подтверждающего соответствие состава сточных вод установленным нормативам водоотведения. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод (предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ) для абонентов города Кисловодска утверждены постановлением администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 15.12.2010 № 1593.
В соответствии с п. 1.3 гражданско-правового договора на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод от 01.01.2012 г. № 417, заключенного между ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" и ФГБУ "ЦМР "Луч" Минздрава России, при исполнении договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражения в договоре, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами по водоснабжению и водоотведению. Аналогичное положение прописано и в договоре на 2013 г., заключенном вышеуказанными сторонами.
Так, согласно пункту 64 Правил № 167 абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с пунктом 93 Правил № 167 абонент несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам по водоотведению, а также несет ответственность за вред, причиненный системам коммунальной канализации.
При проведении аккредитованной лабораторией организации ВКХ ежемесячного контроля состава сточных вод, поступающих от абонента, были выявлены факты превышения установленных допустимых концентраций загрязняющих веществ, регламентированных постановлением от 15.12.2010 № 1593.
В связи с этим, в соответствии с порядком взимания платы организацией ВКХ были произведены расчеты платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. На основании данных расчетов в адрес абонента были направлены счета на оплату.
В п. 68 Правил указано, что при отборе представителем организации ВКХ контрольной пробы, абонент вправе одновременно в присутствии представителя организации ВКХ отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств. Данное право заявитель использовал три раза акт отбора проб от 03.10.2012 № 367, акт отбора проб от 08.11.2012 № 470, акт отбора проб от 13.12.2012 № 634). В августе, сентябре 2012 г., в январе - феврале 2013 г. заявитель не привлекал ФБУ "Пятигорский ЦСМ" к параллельным отборам проб сточных вод и проведению анализов. Протоколы испытаний лаборатории ФБУ "Пятигорский ЦСМ", свидетельствующие об отсутствии превышений ПДК загрязняющих веществ в сточных водах абонента, в адрес водоканала до настоящего времени заявителем не были предоставлены. Заявитель мог оспорить выставленные организацией ВКХ счета за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах, основываясь на расхождениях в результатах анализов двух лабораторий. Данным правом заявитель не воспользовался, подписал акты приема-передачи выполненных услуг, и тем самым согласился с выставленными счетами за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 24.09.2012 по 31.01.2013.
По другим абонентам в адрес организации ВКХ поступали протоколы испытаний сточных вод лаборатории ФБУ "Пятигорский ЦСМ", в которых превышение ПДК загрязняющих веществ в сточных водах не выявлено, в отличие от протоколов исследования сточных вод, выполненных лабораторией организации ВКХ. Изучив поступившие от ФБУ "Пятигорский ЦСМ" протоколы испытаний, специалисты лаборатории организации ВКХ выявили ряд грубейших нарушений, допущенных лабораторией ФБУ "Пятигорский ЦСМ" при проведении исследований сточных вод.
В связи с этим организация ВКХ направила заявление в Федеральную службу по аккредитации с целью предотвращения дальнейшего нарушения лабораторией ФБУ "Пятигорский ЦСМ" заявленной области аккредитации.
Согласно пункту 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации. Расчет допустимых концентраций (далее - ДК) загрязняющих веществ для сброса в систему канализации г. Кисловодска производился филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации" на основании единственной методики, имеющей юридическую силу (и в настоящее время) и приведенной в "Правилах приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов", утвержденных приказом МЖКХ РСФСР от 02.03.1984 г. № 107, с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты (далее - ПДС), утвержденных для данного филиала, эксплуатирующего очистные сооружения канализации (далее - ОСК) в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Предельно допустимые сбросы для ОСК устанавливает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Основой для расчета ПДС являются "Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе предельно допустимых концентраций в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения", утверждаемые Федеральным агентством по рыболовству.
Согласно п. 7 указанных выше правил правил, централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод может быть разрешен лишь при наличии технической возможности этой системы и установлении для абонентов нормативов сброса сточных вод.
Судом установлено, что проводить сравнительный анализ нормативов ДК загрязняющих веществ в сточных водах абонентов г. Кисловодска, утвержденных постановлением от 15.12.2010 № 1593, с нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 по питьевой воде необоснованно, поскольку законодательно не прописана взаимосвязь между нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 по питьевой воде и нормативов ДК загрязняющих веществ в сточных водах.
При разработке ДК загрязняющих веществ в сточных водах абонентов г. Кисловодска применялись разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) по двум площадкам (Кавминводские очистные сооружения канализации от 21.05.2010 и Пятигорские очистные сооружения канализации от 03.09.2009). Данные разрешения для филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации" были утверждены Средне-Кавказским Управлением Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Корректное сравнение показателей загрязняющих веществ, регламентированных вышеуказанными разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), и нормативов ДК загрязняющих веществ в сточных водах абонентов г. Кисловодска, утвержденных постановлением от 15.12.2010 № 1593, позволяет сделать вывод о том, что утвержденные для организации ВКХ нормативы ПДС при сбросе сточных вод в реку Подкумок не допускают содержание вредных веществ в большем объеме по сравнению с показателями, установленными для абонентов г. Кисловодска при сбросе сточных вод в систему канализации.
По фосфатам имеется следующее исключение из правила: в связи с тем, что в ходе биологической очистки сточных вод происходит рост содержания фосфатов (на 33,5%) за счет процесса самоокисления активного ила, норматив ПДС по фосфатам составляет 1,6 мг/л, тогда как содержание фосфатов в поступающей сточной воде должно быть меньше или равно 1,2 мг/л.
В расчете допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов г. Кисловодска принимается минимальный ПДС (предельно-допустимый сброс), утвержденный Средне-Кавказским Управлением Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору для обеих площадок очистных сооружений. По площадке ПОСК - хром полностью отсутствует, т.е. не должен обнаруживаться. Поэтому в нормативах допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города Кисловодск и на очистные сооружения канализации, хром+3, хром+6 - отсутствует.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и от 12.02.1999 г. № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", Правительство Ставропольского края приняло постановление от 21.04.2010 г. № 126-п, которым были утверждены Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, в том числе за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ и Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края.
Пункт 4 порядка взимания платы прямо указывает, что плата абонентами за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края при концентрации загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций в сточных водах производится в размере тарифа на услуги водоотведения за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод, т.е. в тариф на водоотведение включена плата абонентов за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края при концентрации загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций и (или) временных условий приема загрязняющих веществ в сточных водах.
Плата же абонентами за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, согласно пункту 5 порядка взимания платы, производится исходя из объема общего водоотведения и концентрации загрязнений в сточных водах в кратных размерах тарифа на услуги водоотведения.
Следовательно, вышеуказанными нормами права четко регламентировано, что именно входит в тариф на водоотведение, а что не входит.
Судом установлено, что нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города-курорта Кисловодска и на очистные сооружения канализации, утвержденные постановлением от 15.12.2010 № 1593, рассчитаны обоснованно, в соответствии с разрешительной документацией, выданной организации ВКХ и действующим законодательством Российской Федерации в области водоснабжения и водоотведения. Следовательно, суд приходит к выводу, что постановление от 15.12.2010 № 1593, принятое администрацией города-курорта Кисловодска, соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы абонентов города Кисловодска в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, оценив представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что постановление администрации города-курорта Кисловодска следует признать соответствующим отмеченным выше нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а также оспариваемое постановление соответствует порядку взимания и расчета размера платежей за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, установленному п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований федерального государственного бюджетного учреждения "Центр медицинской реабилитации "Луч", г. Кисловодск.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

решил:

в удовлетворении ходатайств федерального государственного бюджетного учреждения "Центр медицинской реабилитации "Луч", г. Кисловодск об истребовании доказательств у Кубанского бассейнового водного управления; Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю; Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ставропольскому краю, отказать.
Требования федерального государственного бюджетного учреждения "Центр медицинской реабилитации "Луч", г. Кисловодск, о признании постановления администрации города-курорта Кисловодска от 15.12.2010 № 1593 "Об утверждении нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города-курорта Кисловодска и на очистные сооружения канализации, расчета предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ" недействующим полностью с даты его принятия оставить без удовлетворения.

Признать постановление администрации города-курорта Кисловодска от 15.12.2010 г. № 1593 "Об утверждении нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города-курорта Кисловодска и на очистные сооружения канализации, расчета предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ" соответствующим постановлению главного государственного санитарного врача РФ № 24 от 26 сентября 2001 г., ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановлениям Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и от 123.02.1999 г. № 176 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу в порядке, предусмотренном статьями 275, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение в полном объеме подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и в городском общественно-политическом еженедельнике "Кисловодская газета".

Председательствующий судья
Л.В.БЫКОДОРОВА

Судьи
В.Г.РУСАНОВА
А.К.АЛИЕВА


------------------------------------------------------------------