Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Правительства Ставропольского края от 17.07.2013 N 242-рп "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. № 242-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2015 И 2016 ГОДОВ

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Министерству финансов Ставропольского края формирование бюджета Ставропольского края и построение межбюджетных отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов осуществлять в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с целью проведения единой бюджетной политики Ставропольского края при формировании местных бюджетов на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов учитывать основные направления бюджетной и налоговой политики.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.А.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Ставропольского края
В.Г.ЗЕРЕНКОВ





Утверждены
распоряжением
Правительства Ставропольского края
от 17 июля 2013 г. № 242-рп

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
НА 2014 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ

I. Основные положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 г. № 221-рп (далее - Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края), и определяют основные подходы к формированию консолидированного бюджета Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее - консолидированный бюджет Ставропольского края).
В 2014 - 2016 годах будет продолжена реализация основных целей и задач бюджетной и налоговой политики Ставропольского края, предусмотренных в предыдущие годы.

II. Основные направления налоговой политики
Ставропольского края на 2014 год и плановый период
2015 и 2016 годов

Основными направлениями налоговой политики Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее - налоговая политика) продолжают оставаться поддержка и привлечение инвестиций в экономику Ставропольского края, увеличение налогового потенциала, совершенствование налогового администрирования и обеспечение бюджетной стабильности в Ставропольском крае в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Налоговая политика будет нацелена на создание условий для устойчивого экономического роста Ставропольского края путем реализации стимулирующих мер, направленных на развитие новых и перевооружение существующих производств, повышение инвестиционной и инновационной активности Ставропольского края.
Приоритетами Правительства Ставропольского края в 2014 - 2016 годах в области налоговой политики являются:
осуществление анализа налогового потенциала Ставропольского края в целях изыскания дополнительных источников пополнения доходной части консолидированного бюджета Ставропольского края и обеспечения сбалансированности бюджетной системы Ставропольского края;
создание комфортных условий для деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию Ставропольского края для реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
усиление инвестиционной и инновационной направленности экономического развития Ставропольского края;
оптимизация налоговых льгот, предусмотренных законодательством Ставропольского края (далее - налоговые льготы);
повышение эффективности управления государственными активами;
повышение точности прогноза социально-экономического развития Ставропольского края;
улучшение качества налогового администрирования.
С учетом необходимости обеспечения сбалансированности бюджетной системы Ставропольского края следует предпринять меры, направленные на увеличение доходов консолидированного бюджета Ставропольского края.
В этой связи важными направлениями налоговой политики являются осуществление анализа налогового потенциала Ставропольского края и проведение работы по определению уровней налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, осуществляемой на территории Ставропольского края в соотношении с аналогичными показателями по Российской Федерации.
Основными источниками роста налоговых поступлений должны стать повышение инвестиционной привлекательности Ставропольского края, эффективное использование имущества Ставропольского края, а также совершенствование налогового администрирования. Рентабельная работа организаций и сокращение числа убыточных организаций должны стать важными факторами роста поступлений налога на прибыль организаций в бюджет Ставропольского края (далее - краевой бюджет). Необходимо создать стабильные условия деятельности инвесторов и механизмы стимулирования привлечения инвестиций на территорию Ставропольского края для реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, создания новых организаций и производств, расширения числа рабочих мест в целях увеличения количества налогоплательщиков, повышения конкурентоспособности действующих предприятий и улучшения их финансового положения.
Для достижения указанных целей планируется осуществить мероприятия по инвентаризации налоговых льгот, оценке их эффективности, учитывающей, наряду с выпадающими доходами краевого бюджета, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на территорию Ставропольского края, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных налоговых преимуществ. Проведение указанных мероприятий позволит принять решение о целесообразности замены налоговых льгот, направленных на стимулирование экономического развития Ставропольского края, частичной компенсацией затрат инвестора на уплату налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций.
Еще одним направлением налоговой политики является повышение эффективности управления государственными активами, что позволит привлечь дополнительные поступления за счет средств, полученных от использования государственной собственности Ставропольского края.
В целях обеспечения точности планирования и повышения реалистичности расчета доходов консолидированного бюджета Ставропольского края необходимо повысить надежность основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Ставропольского края.
В части мер налогового стимулирования и совершенствования законодательства Ставропольского края планируется проведение работы по определению оптимальных размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения в Ставропольском крае. Это позволит создать благоприятные социально-экономические условия для развития малого бизнеса в Ставропольском крае, повысить заинтересованность муниципальных образований Ставропольского края (далее - муниципальные образования края) в легализации и развитии на их территориях предпринимательской деятельности и увеличении доходов местных бюджетов.
При определении общих параметров объема доходной части консолидированного бюджета Ставропольского края на 2014 - 2016 годы должны быть учтены следующие концептуальные изменения:
1. Индексация ставок акцизов по подакцизным товарам в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Передача с 01 января 2014 года в федеральный бюджет 50 процентов отчислений от налога на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента.
3. Передача с 01 января 2014 года из краевого бюджета в бюджеты городских округов Ставропольского края 20 процентов отчислений доходов:
получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.
4. Передача с 01 января 2016 года из федерального бюджета в бюджеты муниципальных районов и городских округов Ставропольского края 15 процентов отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
5. Обеспечение с 01 января 2014 года требования об обязательном формировании в местных бюджетах муниципального дорожного фонда и установлении дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, производимые на территории Российской Федерации, не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета Ставропольского края от указанного налога.
Сохраняют актуальность вопросы совершенствования налогового администрирования и повышения уровня ответственности главных администраторов доходов краевого бюджета за выполнение плановых показателей поступления доходов в краевой бюджет. Улучшение качества налогового администрирования необходимо в целях:
увеличения собираемости администрируемых налогов и сборов;
недопущения роста задолженности по налогам и сборам и принятия всех мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, для ее снижения;
совершенствования методов контроля за легализацией "теневой" заработной платы и выявлением схем минимизации налогов.
Реализация основных направлений налоговой политики будет способствовать достижению высокого уровня налогового потенциала Ставропольского края и повышению финансовой самостоятельности Ставропольского края.

III. Основные направления бюджетной политики
Ставропольского края на 2014 год и плановый период
2015 и 2016 годов

При разработке основных направлений бюджетной политики Ставропольского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее - бюджетная политика) учтена государственная политика Российской Федерации в вопросах обеспечения долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы, а также развития социальной сферы.
Основными направлениями бюджетной политики являются:
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости краевого бюджета.
На протяжении последних 5 лет экономика Ставропольского края развивалась более высокими темпами, чем в среднем по субъектам Российской Федерации. Однако модель постоянного роста бюджетных расходов, особенно учитывая принятие в этот период решений об увеличении "длящихся" социальных обязательств, исчерпала свои возможности. В сложившейся ситуации принятие финансово не обеспеченных решений, какими бы полезными они не были, приведет к потере устойчивости краевого бюджета, недоверию к проводимой Правительством Ставропольского края финансовой политике в регионе.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости краевого бюджета необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти Ставропольского края для усовершенствования действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования.
При этом показатели бюджетной стратегии Ставропольского края (далее - бюджетная стратегия), прогноза социально-экономического развития Ставропольского края и Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края должны быть взаимоувязаны.
Для достижения указанной цели необходимо:
скорректировать цели и задачи Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края с учетом изменившихся приоритетов развития социальной сферы в Российской Федерации;
разработать в 2014 году бюджетную стратегию на период до 2030 года. Бюджетная стратегия должна определить финансовые возможности и условия достижения основных целей и результатов государственной политики, прежде всего, в социальной сфере, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении эффективности бюджетных расходов;
расширить "горизонт" планирования прогноза социально-экономического развития Ставропольского края на срок до 2030 года. Разработка и ведение долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ставропольского края должно стать необходимым условием для разработки и ведения бюджетной стратегии на соответствующий период;
скорректировать мероприятия и показатели программ органов исполнительной власти Ставропольского края в соответствующих сферах деятельности (далее - госпрограмма) с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Ставропольского края и Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края. Предельные объемы ресурсного обеспечения каждой госпрограммы на весь срок ее реализации должны быть определены бюджетной стратегией. Для госпрограмм, являющихся инструментом реализации системы стратегического планирования, необходимо осуществить переход с 3-летнего периода срока их действия на срок до 6 лет. Каждая госпрограмма подлежит актуализации - продлению каждые 3 года "горизонта" предельных расходов краевого бюджета на реализацию госпрограмм на 3 года.
2. Оптимизация бюджетных расходов с одновременной приоритезацией бюджетных ассигнований.
Бюджетные расходы должны быть направлены, прежде всего, на реализацию приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - указы Президента Российской Федерации).
Решение задач, определенных указами Президента Российской Федерации, в 2012 году и первом полугодии 2013 года свидетельствует о недостаточной активности органов исполнительной власти Ставропольского края при определении источников их ресурсного обеспечения. Не в полном объеме ими проведены мероприятия по оптимизации действующей бюджетной сети, сокращению избыточной численности работающих в государственных учреждениях, повышению эффективности использования находящегося в их распоряжении имущества.
При определении объема бюджетных ассигнований главных распорядителей средств краевого бюджета на очередной 3-летний период должны быть в полном объеме учтены и внутренние резервы, имеющиеся в соответствующих отраслях.
3. Обеспечение прозрачности и открытости государственных и муниципальных финансов.
Бюджетная прозрачность - необходимое условие для эффективного использования бюджетных средств. Несмотря на достаточно большой объем информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о подходах, применяемых при планировании консолидированного бюджета Ставропольского края, о ходе исполнения краевого бюджета и местных бюджетов, о результативности реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, большинство жителей Ставропольского края не может вникнуть в суть происходящих этапов бюджетного процесса в связи со специфичностью изложения материала о них.
Учитывая изложенное, в открытом доступе должны быть не только документы, необходимые узкому кругу специалистов для аналитики, но и должна осуществляться подготовка материалов "Бюджет для граждан" в целях предоставления гражданам актуальной информации о краевом бюджете.
4. Разработка принципов и правил ограничения роста бюджетных расходов.
Снижение темпов роста поступления доходов в краевой бюджет, опережающее темпы роста расходных обязательств Ставропольского края, привлечение краткосрочных кредитов для финансирования текущих расходов краевого бюджета привели в 2010 - 2013 годах к существенному росту долговых обязательств Ставропольского края. В настоящее время установленные бюджетным законодательством Российской Федерации ограничения по объему государственного долга Ставропольского края не нарушаются, однако при сохранении темпа увеличения объема расходов краевого бюджета его рост также станет неизбежным, а увеличенный объем государственного долга Ставропольского края - угрожающим стабильности исполнения действующих расходных обязательств.
Поэтому представляется своевременным разработка и принятие в 2014 году понятных принципов и правил законодательного ограничения роста расходов краевого бюджета. Безусловно, принятию данного решения должны предшествовать широкое обсуждение указанных принципов и правил экспертным сообществом и консультации с депутатами Думы Ставропольского края.

IV. Построение межбюджетных отношений

Важнейшими задачами бюджетной политики являются развитие и совершенствование межбюджетных отношений в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности краевого бюджета и местных бюджетов, расширения самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований края при проведении ими социально-экономической политики.
Межбюджетные отношения должны учитывать продолжающееся на федеральном уровне перераспределение доходных источников и расходных обязательств между публично-правовыми образованиями.
Так, с 01 января 2014 года к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации будет отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам.
На федеральном уровне приняты решения, приводящие к увеличению доходов местных бюджетов в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов, в том числе за счет перераспределения доходов краевого бюджета.
В условиях увеличения объема расходных обязательств краевого бюджета в связи с реализацией мер социального характера, предусмотренных указами Президента Российской Федерации, должны быть исключены риски несбалансированности краевого бюджета в результате перераспределения полномочий и доходных источников между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В результате должны быть пересмотрены единые нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет.
Одним из направлений расширения самостоятельности муниципальных образований края при реализации закрепленных за ними полномочий является укрупнение субсидий и преимущественное их распределение законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе). Указанные подходы должны быть реализованы начиная с 2015 года.
Аналогичные мероприятия необходимо провести и в отношении субвенций, предоставляемых из краевого бюджета местным бюджетам.
Формирование и предоставление единой субвенции и консолидированной субсидии позволит повысить эффективность бюджетных расходов, самостоятельность и ответственность муниципальных образований края.

V. Основные направления долговой политики
Ставропольского края

До 2012 года государственные заимствования Ставропольского края, не считая кредитов федерального бюджета, состояли из краткосрочных банковских кредитов - экономных в обслуживании и рискованных при осуществлении перекредитования.
Замедление темпов экономического роста Ставропольского края с одновременным существенным увеличением объема текущих расходов краевого бюджета может привести к образованию его дефицита. Принятие дефицитных краевых бюджетов не позволит в ближайшей перспективе сократить государственный долг Ставропольского края, который к концу 2013 года достигнет 19,4 млрд рублей, что составляет 41 процент от объема налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета.
Дальнейшее существенное увеличение объема долговых обязательств Ставропольского края с учетом уже достигнутого уровня представляется чрезмерно высоким и угрожающим стабильности исполнения действующих расходных обязательств Ставропольского края.
Ежегодное перекредитование столь значительных объемов долговых обязательств Ставропольского края потребовало пересмотра способов заимствований. Проводимая в 2012 - 2013 годах политика частичного перехода от краткосрочных (банковские кредиты на срок до 6 месяцев и 1 года) к среднесрочным заимствованиям (облигационные займы со сроком обращения от 5 до 7 лет) позволила существенно снизить долговую нагрузку на краевые бюджеты будущих периодов и впервые за последние 8 лет повысить кредитный рейтинг Ставропольского края на два пункта с уровня "В+" до уровня "ВВ". К концу 2013 года государственные облигации Ставропольского края в общем объеме долговых обязательств Ставропольского края составят более 51 процента.
В перспективе планируется продолжить практику осуществления среднесрочных заимствований в форме государственных облигаций Ставропольского края. Включение в 2013 году государственных облигаций Ставропольского края 2012 года в Ломбардный список Центрального банка Российской Федерации означает возможность размещения последующих выпусков облигаций Ставропольского края по более низким процентным ставкам.
В сложившихся условиях основными задачами в области долговой политики Ставропольского края на 2014 - 2016 годы являются:
поддержание объема государственного долга Ставропольского края на оптимальном уровне;
оптимизация расходов на обслуживание государственного долга Ставропольского края;
своевременное исполнение долговых обязательств Ставропольского края.
Для решения вышеуказанных задач необходимо:
проводить анализ процентных ставок на рынке кредитов и облигаций в целях обеспечения эффективного расходования бюджетных средств, предусмотренных на обслуживание государственного долга Ставропольского края;
осуществлять кассовое прогнозирование исполнения краевого бюджета в целях усиления качества его исполнения, повышения ответственности главных администраторов доходов и главных распорядителей средств краевого бюджета (это позволит сократить объемы заемных ресурсов и срок их привлечения);
осуществлять постоянный мониторинг полноты использования бюджетных ассигнований получателями средств краевого бюджета в целях своевременного принятия решения о направлении невостребованных бюджетных ассигнований на сокращение объема государственного долга Ставропольского края.
Реализация налоговой и бюджетной политики будет способствовать достижению высокого уровня налогового потенциала Ставропольского края, повышению финансовой самостоятельности Ставропольского края и, как следствие, его стабильному социально-экономическому развитию.


------------------------------------------------------------------