Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 19.03.2013 N 53 "О внесении изменений в решение Совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 12 мая 2009 г. N 145 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Нефтекумского района до 2020 года"



СОВЕТ НЕФТЕКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. № 53

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ СОВЕТА НЕФТЕКУМСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 12 МАЯ 2009 Г.
№ 145 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ НЕФТЕКУМСКОГО РАЙОНА ДО 2020 ГОДА"

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, утвержденным решение Совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 27 июня 2007 г. № 232, Совет Нефтекумского муниципального района Ставропольского края решил

Статья 1

Внести в решение Совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 12 мая 2009 г. № 145 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нефтекумского района до 2020 года" (далее - Стратегия) следующие изменения:
из Стратегии исключить разделы:
"Местное самоуправление - законодательные решения";
"Развитие системы местного самоуправления";
"Стратегические цели и задачи, приоритеты развития Нефтекумского района Ставропольского края";
"Приоритеты развития Нефтекумского муниципального района Ставропольского края";
"Формулировка механизмов достижения стратегических целей и задач";
"Ресурсное обеспечение реализации стратегии";
"Управление реализацией стратегии и мониторинг хода ее выполнения";
"Приведение Стратегии в соответствие с другими плановыми документами".
2) после раздела "Активность исследовательских организаций, обеспечивающих приток свежих идей для разработки новых продуктов и услуг" дополнить Стратегию новыми разделами:

"2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НЕФТЕКУМСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

2.1. В области социального развития
Создание условии для гармоничного развития личности, повышение качества жизни на основе устойчивого социально-экономического развития Нефтекумского района Ставропольского края.
Создание условий дня всесторонней самореализации личности на основе укрепления ее духовно-нравственных основ. Формирование преимуществ жизни в районе на основе создания комфортной среды проживания, повышении качества и доступности социальных услуг, оказываемых населению.
Преодоление бедности, достижение качественных изменении в уровне материального обеспечения на основе роста производительности труда и качества рабочей силы, повышения социальной ответственности бизнеса. Улучшение демографической ситуации путем повышения рождаемости и укрепления института семьи, роста продолжительности жизни, оптимизации миграционных процессов.
Развитие здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих образовательных технологий.
Повышение уровня обеспеченности населения комфортными условиями для труда, жизни и отдыха.
Создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения.
Повышение уровня экологической безопасности населения.
Дальнейшая стабилизация и гармонизация межнациональных отношений в Нефтекумском районе Ставропольского края.
2.2. В области инновационного развития конкурентоспособной и эффективной экономики
Повышение уровня конкурентоспособности экономики Нефтекумского района Ставропольского края и эффективности использования ресурсного потенциала.
Создание условий для перехода к инновационному типу развития экономики Нефтекумского района Ставропольского края.
Обеспечение роста инвестиционной привлекательности Нефтекумского района Ставропольского края, формирование эффективной инвестиционной инфраструктуры.
Усиление стратегических позиций района в аграрном и промышленном комплексах Нефтекумского района Ставропольского края.
Приоритетное развитие малого предпринимательства за счет использования стимулирующих финансовых механизмов, сокращения административного давления и обеспечение за счет данных и других мер увеличения доли малого и среднего бизнеса.
Экологизация хозяйственной деятельности, Внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.

3. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НЕФТЕКУМСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

3.1. Приоритеты социального развития
Нефтекумский район Ставропольского края расположен в восточной части Ставропольского края, характеризуется аграрно-индустриальной спецификой. Половина населения проживает в сельской местности.
Отмечается отставание Нефтекумского района Ставропольского края по развитости социальной инфраструктуры и качеству предоставляемых культурно-бытовых услуг, услуг в области здравоохранения и образования.
Важной проблемой является ухудшение экологических условий жизни.
Старение населения, рост смертности населения (14,2 человек на 1000 тысячу населения), низкий коэффициент рождаемости (современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений, внешняя миграции является единственным источником пополнения численности населения).
Актуальна проблема занятости трудоспособного населения (из 25 в 8 населенных пунктах Нефтекумского района Ставропольского края отсутствуют работодатели; укрупнение предприятий, вынужденное увольнение работников). Для Нефтекумского района Ставропольского края актуален низкий уровень охвата детей раннего и дошкольного возраста системой дошкольного образования.
Кроме этого молодежь недостаточно привлечена к участию в обсуждении и решении насущных проблем общества. В настоящее время значительная часть населения Нефтекумского района Ставропольского края лишена равного доступа к культурным благам и возможностей для массовых занятии физической культурой и спортом (особенно в сельской местности), не удовлетворена качеством отдыха.
Отличительной особенностью Нефтекумского района Ставропольского края являются его геополитическое положение, полиэтничность и поликонфессиональность населения и, что актуализирует проблему интеграции внешних и внутренних мигрантов и необходимость снижения уровня напряженности, тревожности, депрессивности населения. Указанные проблемы не позволяют оптимально реализовать жителям Нефтекумского района Ставропольского края свой социальный, трудовой, образовательный, культурный потенциал.
В связи с этим развитие человеческого потенциала - главный ориентир при осуществлении любых стратегических преобразований в Нефтекумском районе Ставропольского края и рассматриваемый как долгосрочная перспектива, не ограниченная временными рамками, и как ключевой фактор инновационного развития.
Развитие человеческого потенциала есть расширение возможностей каждого жителя Нефтекумского района Ставропольского края, а конкретно - повышение профессиональной компетентности и мобильности, формирование инновационной культуры и продуктивной ментальности, развитие способностей к конструктивной самоорганизации и эффективной самореализации.
Политика социального развития базируется на реализации следующих принципов:
человеческий потенциал - это главный ориентир развития общества, любых преобразований, проводимых в районе;
социальная политика, направленная на развитие человеческого потенциала, рассматривается как долгосрочная перспектива, не ограниченная временными рамками;
действия органов местного самоуправления ориентированы не только на удовлетворение актуальных потребностей населения, но и на создание комфортных условий для труда, жизни и отдыха, обеспечивающих духовно-нравственное самосовершенствование и творческое развитие;
максимальной автономности человека, расширения возможностей личности в решении жизненных проблем и проблем общества в целом;
активизации человеческого потенциала, формирования у граждан установки на социальную активность и мобильность;
мягкой корректировки ценностно-целевых ориентации человека, управления формированием разумных человеческих потребностей;
альтернативных возможностей, предоставляемых гражданам в сферах профессиональной деятельности, образования, здравоохранения, культуры.
Стратегической целью развития социальной сферы должно стать формирование к 2020 году такого жителя Нефтекумского района Ставропольского края, приоритетными характеристиками социального портрета которого являются:
наличие развитого интеллекта (многомерность, гибкость, инновационность, креативность мышления, владение информационными технологиями и др.);
стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации в профессиональной, семейно-бытовой, культурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной сферах жизнедеятельности;
самодостаточность (способность обеспечивать себя и свою семью в материальной и духовной сферах);
ведение здорового образа жизни, обеспечивающего физическое, психическое и социальное благополучие;
коммуникативность (навыки социального взаимодействия и сотрудничества, эффективное разрешение конфликтов, толерантность, этнокультурная компетентность и др.).
Таким образом, житель Нефтекумского района Ставропольского края в перспективном будущем (2020 г.) это физически и нравственно здоровый человек, крепкий семьянин, инновационный и конкурентоспособный специалист, социально успешная, творческая, высококультурная, экономически и юридически компетентная личность, патриот и гражданин России.
Такая личность формируется интегрированными усилиями основных институтов социальной сферы:
образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта на протяжении всей жизни человека.
1. Формирование основ и условии для развития человеческого потенциала:
обеспечить возможности каждому ребенку до поступления в школу освоить программы дошкольного образования;
обеспечить нуждающихся услугами дошкольных образовательных учреждений;
обеспечить выявление одаренных детей через проведение творческих конкурсов и выставок;
обеспечить развитие в образовательных учреждениях системы здоровьесбережения и внедрения эдоровьесберегающих, здоровьеразвивающих образовательных технологий;
формировать у молодого поколения семейные ценности, основы будущей семейной жизни;
обеспечить развитие новых форм учреждений дополнительного образования детей;
осуществлять образовательный процесс с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, создать систему детских общественных объединений с целью продвижения общественных социально значимых инициатив, формирования качеств общественно-полезной занятости и развития самостоятельности, ответственности, лидерских качеств у школьников;
поддерживать систему патриотических и спортивных клубов;
поддерживать организацию сезонных и общественных работ для учащихся (деятельность ученических производственных бригад).
развивать новые виды спорта, создавать клубы по интересам физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;
повысить престиж рабочего труда и популяризировать рабочие профессии как основу сферы материального производства, как достойную и востребованную обществом деятельность;
поддерживать систему военно-патриотических и военно-спортивных клубов;
формировать активную гражданскую позицию у молодежи в сфере взаимоотношений общества и государства;
создать систему информационно-пропагандистской и профилактической работы по ограничению потребления табака, предупреждению алкоголизма и наркомании, формированию культуры здорового питания, развивать систему организованного культурного досуга молодежи края с целью формирования умения выбирать социально одобряемые способы проведения свободного времени.
2. Формирование условий и стимулов для реализации человеческих возможностей:
повышение эффективности системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров по приоритетным для рынка труда специальностям;
развитие предпринимательской активности населения Нефтекумского района Ставропольского края посредством проведения семинаров и тренингов, конкурсов и тд. содействие в развитии малого предпринимательства, самозанятости населения;
снижение уровня дифференциации населения по доходам и показателям бедности путем формирования среднего класса до уровня процентов активного населения и роста доходов малоимущего населения;
повышение уровня заработной платы в реальном секторе экономики и бюджетной сфере на основе совершенствования механизмов, направленных на увеличение минимального размера заработной платы и введения новых (отраслевых) систем оплаты труда;
создание условий для легализации всех видов трудовых доходов (включая доходы от ведения личных подсобных хозяйств и т.п.), в том числе всех форм оплаты труда;
создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой);
создание условий, ограничивающих отток молодых специалистов за пределы края;
укрепление института семьи, повышение престижности материнства и отцовства;
реализация комплекса мер, направленного на повышение безопасности дорожного движения и предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
повышение эффективности системы защиты прав потребителей, обеспечение безопасности товаров и услуг на потребительском рынке;
создание действенной системы информирования населения о потенциальных угрозах и опасностях в различных сферах жизнедеятельности.
Основой роста конкурентоспособности экономики и опережающего долгосрочного развития Нефтекумского района Ставропольского края является ориентация на ведущий инновационный ресурс современного общества - человеческий потенциал, когда производство рассматривается уже не как конечная цель, а как средство повышения жизненного уровня людей. Это определяет необходимость формирования принципиально новой социальной политики - политики социального развития, главным приоритетом которой должен стать человек.
3.2. Приоритеты экономического развития
Стратегия базируется на реализации следующих принципов экономического развития: создание новой конкурентоспособной экономики;
переход от отраслевого к территориально-кластерному подходу в управлении экономическим развитием;
поддержка переориентации малого и среднего бизнеса на промышленность и строительство в условиях доминирования торговых сетей;
поддержка муниципальных инициатив по формированию локальных "точек роста" и территориальных кластеров местного значения;
стимулирование смены технологического уклада в промышленном производстве;
приоритетная поддержка проектов, основанных на инновационных технологиях;
создание благоприятных условий для привлечения на территорию Нефтекумского района Ставропольского края прямых стратегических инвесторов;
развитие эффективной инвестиционной инфраструктуры.
Принцип территориально-кластерного подхода к управлению экономическим развитием опирается на кластерную политику - один из наиболее востребованных инструментов регионального социально-экономического развития в мире в настоящее время. Его преимущества связаны с возможностью комплексного межотраслевого взгляда на потенциал и перспективы развития по определенному сценарному варианту для каждой территории.
Кластеры муниципального (местного) уровня предназначены для реализации стратегического замысла по достижению экономической суверенности территорий муниципальных образований поселений Нефтекумского района Ставропольского края.
Реализация принципа экономического суверенитета муниципальных территорий будет происходить на основе согласованной и последовательной политики органов местного самоуправления путем формирования локальных "точек роста" и кластеров на базе отдельных муниципальных образований поселений Нефтекумского района Ставропольского края с целью преодоления депрессии за счет развития конкурентоспособных отраслей хозяйства, рыночной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Формирование локальных "точек роста" и кластеров возможно с помощью следующих инструментов: проявление муниципальных кластерных инициатив в области разработки приоритетных направлений развития муниципального образования поселения (или их группы), разработка соответствующих программ и инвестиционных проектов;
разработка схем территориального планирования и урегулирования земельных отношений;
выделение земельных участков и инвестиционных площадок для новых производств;
привлечение компаний-инвесторов, обладающих отработанными технологиями и завоеванными рыночными позициями. В основу прогнозной модели экономического развития территории Нефтекумского района Ставропольского края положена идея формирования конкурентоспособной и инвестиционной привлекательной территории, достижения высокого уровня экономического развития, адекватного имеющемуся потенциалу. При этом важной стратегической задачей становится преодоление депрессивного и стагнирующего характера экономики за счет расширения территорий активной хозяйственной деятельности, формирования и развития новых точек роста, экономических зон, региональных и местных кластеров.
3.2.1. Промышленное производство
Усиление промышленных функций Нефтекумского района Ставропольского края возможно за счет восстановления и повышения уровня использования производственных мощностей предприятий нефтяной и пищевой промышленности. Возможно создание промышленно-производственных кластеров, способствующих привлечению инвестиций, развитию новых перерабатывающих производств и осуществлению частно-государственного партнерства. Современный приоритет в развитии переходит от промышленно-сырьевых к промышленно-инновационным.
В целях реализации общей стратегической идеи и намеченных стратегических направлений развития ставится задача выбора соответствующих "точек роста", а также интеграция местной экономики в ключевые региональные кластеры.
Экономика Нефтекумского района Ставропольского края развивается в тесной взаимосвязи промышленной и сельскохозяйственной отраслей. В структуре экономики Нефтекумского района доля промышленности составляет 70,1 процентов.
В промышленности Нефтекумского района Ставропольского края ведущие позиции занимают нефтедобывающие предприятия. Главным предприятием является ООО "РН-Ставропольнефтегаз" - дочернее предприятие ОАО "НК "Роснефть".
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг ежегодно возрастает:

(млн рублей)
Наименование показателя 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Промышленность всего 4942,6 5195,8 5483,9 6405,6
в том числе:
добыча полезных ископаемых 4471,0 4585,2 4793,1 5666,4
обрабатывающие производства 149,4 224,9 256,1 289,9
производство и распределение 322,2 385,6 434,7 449,3
электроэнергии, газа и воды

В 2015 - 2017 гг. на территории Нефтекумского района Ставропольского края планируется создание регионального индустриального парка "Нефтекумский" по производству диметилового эфира мощностью 5000 тонн в год на базе установки переработки попутного нефтяного газа, резидентами которого являются ОАО "НК" Роснефть" и ОАО "Арнест".
Ведется строительство установки очистки и переработки газа в городе Нефтекумске, инициатором проекта является ООО "РН-Ставропольнефтегаз".
Другие отрасли не обеспечивают заметных темпов роста. Снижение натуральных показателей производства продукции предприятий пищевой промышленности свидетельствует об износе основных фондов и низкой загруженности отдельных предприятий. Так, износ основных фондов на ЗАО "Хлеб Нефтекумья" составляет 58 процентов, производственная мощность используются на 42 процента, на ЗАО "Молоко" - 78 процентов и 12 процентов соответственно.
Приоритетными направлениями развития промышленности являются: поддержка модернизации и развития предприятий обрабатывающей промышленности;
стимулирование создания новых современных предприятий обрабатывающей промышленности;
развитие кадрового потенциала.
3.2.2. Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство в экономике Нефтекумского района Ставропольского края составляет - 9,8 процентов. От состояния и динамики развития сельскохозяйственного производства зависит уровень социального развития, благосостояние сельского населения.
Однако, целый ряд причин привели к возникновению и развитию серьезных проблем в развитии отрасли. Опережающий рост цен на средства производства, производимые промышленностью, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию, слабые позиции сельхозтоваропроизводителей на агропродовольственных рынках привели к обострению финансового неблагополучия, сокращению потоков товаров производственно-технического назначения в сельское хозяйство. Это в конечном итоге вызвало технологическую и техническую деградацию на фоне слабой инвестиционной привлекательности, снижение инновационной активности.
Разрушается система профессиональной подготовки рабочих кадров, квалифицированные кадры слабо закрепляются в сельскохозяйственном производстве.
За годы реформы животноводство утратило свое ведущее положение, концентрация производства животноводческой продукции в личных подсобных хозяйствах привела к ухудшению качества продукции и потере развития отрасли. Необходимо способствовать восстановлению потенциала животноводческой отрасли, расширению производства овощей, плодов и винограда как отраслей, способствующих достижению самообеспечения населения основными продуктами питания и повышению занятости в сельской местности.
На базе существующих в Нефтекумском районе Ставропольского края условий можно обеспечить динамичное развитие производств экологически чистой продовольственной продукции, племенных животных и семян, увеличить глубину переработки сельскохозяйственного сырья, а также занять позиции ведущего поставщика мяса, шерсти, винограда, вин и зерновых в Ставропольском крае.
На территории Нефтекумского района Ставропольского края планируются и реализуются следующие инвестиционные проекты в сфере сельскохозяйственного производства:
строительство четырех зернохранилищ и склада готовой продукции, ООО Агрофирма "Киц" с. Ачикулак;
строительство молочно-товарной фермы, СПК "Степные Зори", аул Новкус-Артезиан;
строительство мини-цеха первичной обработки молока, ООО СП "Озек-Суат", с. Озек-Суат;
строительство дополнительного бокса для инкубации и выращивания молодняка птицы, с. Кара-Тюбе;
строительство гранулятора для переработки птичьего помета, с. Кара-Тюбе;
производство и выращивание племенных овец и птицы (бройлеров), СПК "Восток", аул Махмуд-Мектеб;
строительство цеха по забою скота и колбасного цеха, ООО Агрофирма "Кии" с. Ачикулак;
строительство цеха по разделке мяса для расфасовки в вакумную упаковку, ООО "Кум-АТ", пос. Затеречный;
создание сельскохозяйственного комплекса по откорму скота, ООО "Кум-АТ", пос. Затеречный;
строительство бойни, ООО "Бакресская МЖС", пос. Зимняя Ставка;
строительство бойни, СПК "Восток", аул Махмуд-Мектеб;
строительство комплекса по откорму мелкого рогатого скота и переработке мяса, ИП Кельдимуратов Р.С., аул Абрам-Тюбе;
строительство линии по автоматизированной переработке выращенного лука и его фасовке, КФК "Маяк", с. Каясула;
развитие виноградорства и виноделия, реконструкция" цеха первичной переработки винограда, ООО СП "Опытный", пос. Зункарь;
строительство цеха по розливу вина, ООО СП "Опытный", пос. Зункарь;
строительство рыболовных водоемов, ООО Агрофирма "Киц" с. Ачикулак;
создание зоны отдыха и рыболовства на озере Зункарь, ООО СП "Опытный", пос. Зункарь;
строительство станции по выращиванию и реализации рыбы, ИП Валиев Р.Я., аул Тукуй-Мектеб;
строительство станции по очистке семян многолетних трав, КФХ Эльгайтаров Ф.М., аул Абрам-Тюбе;
строительство пункта заготовки шерсти, ИП Алиев М.И., пос. Зимняя Ставка.
Инициаторами проектов являются сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства района. Реализация многих из них затруднена в связи с ограниченными финансовыми возможностями хозяйствующих субъектов.
Приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса являются:
повышение узнаваемости производителей из Нефтекумского района Ставропольского края;
улучшение доступа производителей из Нефтекумского района Ставропольского края к крупным рынкам сбыта в Ставропольском крае и Российской Федерации;
стимулирование притока инвестиций в создание новых и модернизацию существующих хозяйств и производств;
развитие инфраструктуры мелиорации;
повышение технологического уровня;
привлечение инвесторов для создания сельскохозяйственных логистических центров (прежде всего мясного и плодоовощного);
привлечение инвесторов для строительства приоритетных промышленных объектов, стимулирующих развитие сырьевых отраслей и способствующих максимальной переработке сырья, производимого в нефтекумском районе Ставропольского края
Для повышения узнаваемости и поддержки продажи продукции агропромышленного комплекса необходимо создание имиджа и продвижение продукции, как качественной и экологически чистой продовольственной продукции, а также поддержка участия сельхозпроизводителей в краевых и российских выставках.
Повышение уровня жизни сельского населения, ускорение экономического развития муниципальных образований поселений Нефтекумского района Ставропольского края зависит от развития агропромышленного комплекса, который является одним из наиболее значимых секторов экономики для реализации целей стратегии.
3.2.3. Развитие транспортной системы
Транспортная инфраструктура должна гарантировать необходимые условия для функционирования и развития основных отраслей производства и обеспечивать максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала. Необходимо внедрение достижений научно-технического прогресса на транспорте, которые приведут к созданию таких условий для производства, когда расстояния между предприятиями и транспортные издержки не играют важной роли, а на ведущее место выдвигаются такие параметры транспортной системы, как способность быстро и надежно пропускать грузо- и пассажиропотоки большой мощности.
Нефтекумский район Ставропольского края расположен а восточной части Ставропольского края. До ближайшей железнодорожной станции города Буденновска - 80 км., до аэропорта Минеральные Воды - 210 км., аэропорта города Ставрополя - 320 километров. По территории Нефтекумского района Ставропольского края проходят региональная автомобильная дорога "Буденновск - Ачикулак - Нефтекумск" и федеральная автомобильная дорога А-167 "Кочубей - Нефтекумск - Зеленокумск - Минеральные воды".
В связи с отдаленность Нефтекумского района Ставропольского края от краевого центра и ограниченностью транспортных сообщений необходимо осуществлять развитие транспортной инфраструктуры.
Недостаточное развитие связующих звеньев между федеральными и региональными маршрутами обусловило необходимость модернизации и реконструкции автомобильной дороги Светлоград - Благодарный - Буденновск, которая соединяет федеральные дороги А-154 Астрахань - Элиста - Ставрополь и Кочубей - Нефтекумск - Зеленокумск - Минеральные Воды.
Развитие традиционных транспортных коридоров: Нефтекумск - Буденновск - Благодарный - Ставрополь - Новоалександровск - Кропоткин - Новороссийск (Туапсе), для более полного удовлетворения спроса отдыхающих на разнообразные виды отдыха, увеличения транзитных пассажиропотоков.
Планируется строительство платной автодороги Махачкала - Кизляр - Кочубей - Нефтекумск - Буденновск - Минеральные Воды с целью привлечения внебюджетных средств для дальнейшего строительства дорог и последующей эксплуатации.
В перспективе, в числе наиболее приоритетных проектов можно выделить реконструкцию и строительство новых участков железной дороги в направлении "Буденновск - Нефтекумск - Кизляр", "Буденновск - Левокумское - Нефтекумск - Кочубей - Лагань", для обеспечения транзитных грузовых перевозок, а также устойчивых транспортных связей населенных пунктов, а также позволит ослабить транспортные потоки южных направлений, связав в ближайшей перспективе, регионы бассейнов Черного и Каспийского морей.
Развитие транспортной системы улучшит инвестиционную привлекательность территории Нефтекумского района Ставропольского края, обеспечит комфорт и доступность для жителей сельских населенных пунктов учреждений здравоохранения, образования, культуры, предприятий связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
3.2.4. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса
Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса являются практически все население, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики.
Общая и главная проблема жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры - это высокий уровень износа основных фондов, низкий коэффициент полезного действия и использования мощностей, большие потери. Планово-предупредительный ремонт коммунальных сетей и оборудования полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов.
Каждой из составных частей жилищно-коммунального хозяйства присущи также свои проблемы.
Необходимо проводить ремонт сетей водоснабжения, большая степень износа канализационных систем, в некоторых населенных пунктах отсутствуют очистные сооружения канализации, централизованные системы канализации. Требуется реконструкция и модернизация систем уличного освещения с установкой энерго-эффективных источников света (светильники).
Основное технологическое оборудование по теплоснабжению с превышенным сроком эксплуатации составляет 79 процентов, приборы учета топливно-энергетических ресурсов имеют низкий класс точности и не соответствуют современным правилам учета.
С целью преодоления проблем в жилищно-коммунальном комплексе необходимо реализовать следующие цели развития комплекса:
улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечение надежности работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортности и безопасности условий проживания граждан;
повышение эффективности работы жилищно-коммунальных предприятий;
обеспечение надлежащего технического состояния жилищного фонда;
увеличение степени благоустройства жилищного фонда;
обеспечение надлежащего технического состояния объектов коммунальной инфраструктуры.
Нынешнее состояние систем тепло- и электроснабжения не отвечает ни текущим проблемам, ни будущим задачам развития. Ключевой идеей заложенных в данной стратегии направлений развития топливно-энергетического комплекса является ускоренное строительство генерирующих мощностей (в первую очередь на основе использования возобновляемых источников энергии), внедрение современных, высокоэкономичных технологий.
Стратегические направления развития:
обеспечение энергетической безопасности, бесперебойное снабжение потребителей энергоресурсами, увеличение количества энергоавтономных объектов;
реализация муниципальная целевой программы "Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Нефтекумском районе на 2010 - 2013 годы";
строительство новых инженерно-энергетических комплексов и реконструкция существующих отопительных котельных в мини-теплоэлектростанции на базе надстройки современных энергоэффективных и экологичных технологий для надежного обеспечения потребностей жилищно-коммунального хозяйства электрической и тепловой энергией; создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач по модернизации и повышению энергоэффективности объектов коммунального хозяйства.
На территории Нефтекумского района Ставропольского края планируются к реализации инвестиционные проекты на основе гидроэнергетики и хозяйственного использования нетрадиционных источников энергии: строительство гидроэлектростанции, ООО "Энерго-МИН", с. Кара-Тюбе установка ветронасосов а. Тукуй-Мектеб, Нефтекумского района.
3.2.5. Развитие средств связи и информационных технологий
Связь и информационные технологии - один из наиболее динамично развивающихся наукоемких секторов экономики На территории Нефтекумского района Ставропольского края услуги связи обеспечивают 13 АТС, в том числе. 11 аналоговых и 2 цифровые. В 2012 году цифровая АТС "Квант-Е" заменена на цифровую АТС "Элком", введены в эксплуатацию 11 коммутаторов.
Проблемой является низкий охват телевизионным и радиовещанием населения в сельской местности. Сети коллективного приема телевидения построены на оборудовании, разработанном в 60-х годах прошлого века. В большинстве населенных пунктов Нефтекумского района Ставропольского края принимают только 2 телеканала с низким качеством.
Наибольшая доля в структуре доходов услуг связи приходится на сегмент мобильной связи, на втором месте - услуги по присоединению и пропуску трафика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Стратегические направления развития:
обеспечение стопроцентного уровня доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
достижение уровня компьютерной грамотности и наличия в домохозяйствах персональных компьютеров, в том числе подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.2.6. Строительная сфера
В реальном секторе экономики строительство занимает третье место после промышленности и сельского хозяйства. Строительство как взаимоувязанный, организационно-технологический кластер на территории Нефтекумского района Ставропольского края еще не сформировался. Наблюдается тенденция снижения объемов строительных работ вследствие низкой фондооснащенности строительных организаций, недозагрузки производственных мощностей, нестабильности в получении заказов, отсутствии оборотных средств.
Жилищное строительство играет ведущую роль в строительном комплексе. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя района составляет 18 кв. м. Увеличение объемов жилищного строительства сдерживает несоответствие стоимости жилья платежеспособному спросу населения.
Серьезное отставание наблюдается в обеспечении жильем малоимущих граждан. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у муниципалитетов по строительству и приобретению жилья для предоставления в социальный наем.
Разрабатывается комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке Правительства Ставропольского края необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на безвозмездной основе.
В селе Кара-Тюбе, Нефтекумского района Ставропольского края начато строительство кирпичного завода, инициатором проекта является ООО Агрофирма "Луч".
Развитие строительной отрасли изменит облик населенных пунктов Нефтекумского района Ставропольского края, обеспечит создание комфортных условий проживания для их жителей.
3.2.7. Развитие малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка
На сегодняшний день в Нефтекумском районе Ставропольского края созданы необходимые условия для перехода малого и среднего предпринимательства от периода старта и становления к периоду развертывания и устойчивого поступательного развития.
Ежегодно в бюджете Нефтекумского муниципального района Ставропольского края предусматриваются средства на реализацию мероприятий программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставления грантов на конкурсной основе.
В основу политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства положены следующие принципы: активная роль органов местного самоуправления Нефтекумского района Ставропольского края в процессе создания благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса, сокращение административного воздействия и усиление нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
информационная открытость государственной (муниципальной) политики в отношении малого и среднего предпринимательства;
участие представителей малого бизнеса в формировании и реализации государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
В области развития механизмов финансово-кредитной (инвестиционной) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
развитие системы микрокредитования начинающих предпринимателей;
субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией инвестиционных проектов;
упорядочение контрольной деятельности, недопущение дублирования проверок, сокращение контролируемых видов деятельности;
содействие переходу от системы обязательных плановых проверок к системе реагирования на факты нарушения законодательства.
Состояние потребительского рынка обусловлено с одной стороны - уровнем платежеспособного спроса населения, с другой - развитием трех основных отраслей: торговли, общественного питания и бытовых услуг населению.
В структуре экономики Нефтекумского района Ставропольского края доля розничного товарооборота составляет 19,3 процентов. Фактическая обеспеченность населения Нефтекумского района Ставропольского края торговыми площадями составляет в среднем по району на одну тысячу жителей 350 кв. м.
Создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей, обеспечения качества продуктов питания и их безопасности для здоровья населения возможно при условии:
устранения бюрократических барьеров по выходу на потребительский рынок новых предприятий;
обеспечения эффективного контроля над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и качества товаров;
поддержки местных товаропроизводителей в реализации инвестиционных проектов по созданию собственных товаропроводящих сетей;
организации малых предприятий по хранению, переработке, расфасовке и предпродажной подготовке товаров местных производителей и продукции, закупаемой у населения;
стимулирования развития фирменной торговли местных товаропроизводителей;
содействие в обеспечении доступа сельхозтоваропроизводителей в торговые сети;
дальнейшего развития ярмарочной деятельности.
Разработаны и реализуются муниципальные целевые программы, конкретизирующие Стратегию развития потребительского рынка Нефтекумского района Ставропольского края:
муниципальная целевая программа "Развитие потребительского рынка и услуг Нефтекумского района Ставропольского края на 2012 - 2014 годы";
муниципальная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Нефтекумском районе на 2012 - 2014 годы".
Ожидаемым результатом является увеличение количества зарегистрированных малых и средних предприятий, увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, организация новых сельскохозяйственных розничных и оптовых рынков, увеличение количества торговых мест на универсальных рынках.
3.2.8. Развитие инвестиционной деятельности
Уровень инвестиционной активности - ключевой фактор развития экономики Нефтекумского района Ставропольского края.
Стратегические направления развития инвестиционной деятельности в Нефтекумском районе Ставропольского края следующие:
сформировать имидж Нефтекумского района Ставропольского края как региона, привлекательного для размещения инвестиций;
формирование инвестиционных предложений, проведение прямого инвестиционного маркетинга;
разработка презентационных материалов;
активное участие в инвестиционных форумах, выставках, ярмарках и других аналогичных мероприятиях;
применение понижающего коэффициента по арендной плате за земельные участки на период проектирования и строительства объектов;
использование существующих механизмов субсидирования процентной ставки и предоставления государственных гарантий по кредитам;
создание инвестиционных площадок и инвестиционных проектов.
Социально-экономическое развитие в современных рыночных условиях невозможно без развития экономических институтов, способствующих росту предпринимательской деятельности и инвестиционной активности.
Банковский сектор представлен 4 кредитными структурами.
Положительная динамика экономического развития последних лет позволила интенсивно наращивать объемы консолидированного бюджета Нефтекумского района Ставропольского края, что существенно повысило степень социальной защиты населения, дало возможность участвовать в краевых проектах на условиях софинансирования, начать интенсивное строительство социальных объектов и более активно развивать жилищно-коммунальную инфраструктуру.
Направления реализации стратегии:
переход от формализованного метода формирования местных бюджетов к стимулирующим методам развития налогооблагаемой базы муниципальных образований поселений Нефтекумского района Ставропольского края;
использование инновационных банковских услуг;
формирование эффективной системы управления муниципальной собственностью.
Овладение возможностями суверенного экономического поведения и создание модели устойчивого развития экономических систем Нефтекумского района Ставропольского края.
3.2.9. Развитие природопользования и охраны окружающей среды Стратегия охраны окружающей среды включает:
осуществление мониторинга экологической среды для предупреждения негативных техногенных процессов и предупреждения чрезвычайных экологических ситуаций;
повышение уровня экологического образования и экологической культуры населения;
совершенствование системы обеспечения органов местного самоуправления, населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
сохранение растительного и животного мира на территории Нефтекумского района Ставропольского края.
Самую большую угрозу состоянию земельного фонда представляют свалки промышленных и бытовых отходов, подавляющее число которых не отвечает санитарным нормам. Полигонов хранения, обезвреживания и утилизации отходов пока нет.
На территории Нефтекумского района Ставропольского края планируется строительство Нефтекумского межмуниципального зонального центра по переработке отходов, инвестором является ООО "СтройСервисКомплект", хутор Андрей-Курган.
Большое количество нефтяных отходов накоплено на предприятиях нефтедобывающей, перерабатывающей, нефтяных базах и хранилищах, что создает значительную проблему окружающей среде. В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду, улучшение экологической обстановки в Нефтекумском районе Ставропольского края ООО "РН-Ставропольнефтегаз" реализует целевую экологическую программу.

4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Все механизмы реализации Стратегии должны быть направлены на смену модели экономического роста, основанного на принципиально иных экономических и технологических приоритетах.
Достижение поставленных стратегических целей во многом будет определяться способностью органов местного самоуправления Нефтекумского района Ставропольского края выработать эффективный механизм реализации стратегии, предусматривающий комплекс мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающий "баланс интересов" и скоординированные действия всех участников реализации стратегии.
Важнейшим элементом механизма реализации Стратегии является экономическая политика органов местного самоуправления Нефтекумского района Ставропольского края, базирующаяся на системном стратегическом планировании развития экономики, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий и принятии оперативных управленческих решений.
Совершенствование системы управления будет осуществляться на следующих принципах:
государственно-частное партнерство;
прозрачность и эффективность взаимодействия власти, бизнеса и общества;
сокращение административных процедур и барьеров;
проблемно-целевой и проектный подход;
повышение качества бюджетного управления;
создание финансовых стимулов для развития муниципальных образований;
программно-целевой метод формирования и реализации социальной политики;
система показателей оценки деятельности по реализации стратегии;
мониторинг реализации стратегии;
совершенствование имущественных и земельных отношений;
обеспечение удовлетворенности населения Нефтекумского района Ставропольского края качеством предоставления государственных и муниципальных услуг;
увеличение доли населения Нефтекумского района Ставропольского края, имеющего доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Основными механизмами реализации Стратегии являются муниципальные целевые программы, так как представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятия, обеспечивающие эффективное решение конкретных задач в области муниципального строительства, экономического, инвестиционного, социально-демографического, культурного, экологического развития.
Механизмом реализации Стратегии являются и инвестиционные проекты, направленные на развитие территории, создание дополнительных рабочих мест и в целом на улучшение условий жизни населения Нефтекумского района Ставропольского края.
Меры финансового характера по реализации Стратегии включают в себя:
широкое информирование граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках при инвестировании личных сбережений, оптимизацию условий для развития сети банковского обслуживания населения, совершенствование потребительского кредитования, повышение его технологичности, использование современных технических средств и технологий, расширение спектра предоставляемых услуг и повышение прозрачности банковского бизнеса;
переориентирование кредитной политики в сфере обслуживания крупных клиентов на проектное финансирование и инвестиционное кредитование;
стимулирование банковского сектора к развитию системы микрофинансирования, кредитование под плавающие процентные ставки, предоставление кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям, развитие кредитования лизинговых операций;
увеличение объема финансирования на развитие инновационного сектора;
предоставление активным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Важнейшим механизмом реализации Стратегии является план мероприятий по ее реализации.
Реализация Стратегии будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе, который предполагается к реализации в 2009 - 2015 годах, будут созданы необходимые условия для будущего развития Нефтекумского района Ставропольского края (разработаны необходимые муниципальные программы и инвестиционные стимулы, нормативно-правовая база), а также запущены наиболее значимые инвестиционные проекты и определены новые инвестиционные возможности. Основными приоритетами в рамках этого этапа являются:
поддержка реализации наиболее приоритетных проектов;
улучшение инвестиционного климата;
разработка новых муниципальных целевых программ (ревизия действующих);
реализация комплекса мер по проработке новых инвестиционных проектов в соответствии с приоритетами, обозначенными в Стратегии.
В рамках второго этапа реализации Стратегии в 2016 - 2020 годах на базе созданных инструментов и механизмов планируется осуществить:
активное привлечение инвестиций в модернизацию существующих производств и создание новых рабочих мест;
реализацию отобранных инвестиционных проектов;
масштабное развитие социальной сферы (жилищная программа, развитие инфраструктуры, образования).

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Ожидаемыми результатами реализации Стратегии являются улучшение качества жизни населения, создание комфортных условий для труда и отдыха граждан, увеличение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, рост количества зарегистрированных малых и средних предприятий и увеличение их доли в общем объеме отгруженных товаров собственного производства.
Реализация настоящей Стратегии позволит достичь к 2020 г. следующих результатов:
увеличение продолжительности жизни населения до 75 лет;
снижение уровня безработицы, рассчитанной по методологии Международной организации труда до 16 процентов;
увеличение количества населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры;
стопроцентную сдачу выпускниками единого государственного экзамена по обязательным предметам;
удовлетворенность населения качеством общего образования - 85 процентов;
полный охват детей, посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте от 3 до 7 лет;
увеличить долю детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования в сфере культуры - 5 процентов;
увеличение населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
рост индекса объема сельскохозяйственной продукции, произведенной хозяйствами всех форм собственности;
увеличение валового сбора зерна до 117 тыс. тонн;
увеличение производства молока до 28,9 тыс. тонн, реализации скота и птицы на убой - до 7,93 тыс. тонн;
обеспечение темпов роста розничного товарооборота, общественного питания;
доведение уровня показателя обеспеченности торговой площади в сфере розничной торговли до уровня 400 кв. м в расчете на 1 тыс. жителей;
расширение транспортной инфраструктуры;
улучшение состояния автомобильных дорог и технической оснащенности придорожной транспортной инфраструктуры;
снижение аварийности на сетях водопровода и канализации;
повышение доли занятых работников в малом и среднем бизнесе от общей численности занятых в экономике Нефтекумского района Ставропольского края, увеличение доли малого и среднего бизнеса;
наличие жилищной площади до 19 кв. м/чел;
темп роста инвестиций в основной капитал отрасли за счет всех источников финансирования - 2 процента в год;
изменение облика населенных пунктов Нефтекумского района Ставропольского края, создание комфортных условий проживания для их жителей;
обеспечение стопроцентного уровня доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
достижение уровня компьютерной грамотности и наличия в домохозяйствах персональных компьютеров, в том числе подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не менее, чем у 85 процентов населения;
обеспечение наличия числа персональных компьютеров, используемых в учебном процессе (в том числе имеющих доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"), не менее 20 единиц в расчете на 100 учеников в школе;
обеспечение возможности получения населением государственных услуг, доступных с помощью использования информационных и телекоммуникационных технологий, на уровне 100 процентов.
Главным достижением реализации Стратегии является развитие человеческого потенциала, которое ставит человека в центр существенного прогресса и рассматривает экономический рост как средство реализации намеченной цели. Развитие человеческого потенциала есть расширение возможностей каждого жителя, а конкретно - повышение профессиональной компетентности и мобильности, формирование инновационной культуры и продуктивной ментальности, развитие способностей к конструктивной самоорганизации и эффективной самореализации.

6. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ


№ Наименование показателя Единицы 2008 г. 2012 г. 2015 г. 2020 г.
п/п измерения

1 2 3 4 5 6 7

1. ожидаемая лет 69,0 71,2 72,0 75,0
продолжительность жизни
населения Нефтекумского
района Ставропольского
края

2. Общий коэффициент число 15,0 14,2 14,6 15,0
рождаемости родившихся
на 1000
человек
населения

3. Общий коэффициент число 10,5 10,3 10,1 9,8
смертности умерших на
1000
человек
населения

4. Уровень безработицы (по процентов 26,7 20,6 16,5 15,9
методологии Международной
организации труда)

5. Доля детей, посещающих процентов 54,5 56,1 70,4 100,0
дошкольные образовательные
учреждения в возрасте от 3
до 7 лет

6. Обеспеченность детей Количество 373 440 531 668
местами в дошкольных мест на
образовательных 1000 детей
учреждениях

7. Удельный вес лиц, сдавших процентов 98,0 100,0 100,0 100,0
единый государственный
экзамен (далее - ЕГЭ) по
отдельным предметам, от
числа выпускников,
участвовавших в ЕГЭ

8. Обеспеченность бытовыми рабочих 5,7 7,3 7,8 8,0
услугами на одного жителя мест на
1000
человек
населения

9. Темпы роста розничного процентов 100,0 118,0 126,6 130,2
товарооборота

10. Темпы роста оборота процентов 100,0 132,9 151,7 166,2
общественного питания

11. Уровень газификации процентов 88,0 92,0 92,0 96,0
населенных пунктов
(процентов)

12. Общая площадь жилых кв. м 17,4 18,4 18,7 19,1
помещений, приходящаяся в
среднем на одного жителя
кв. м

13. Реальные доходы населения процентов 100,0 108,8 112,9 115,5
по отношению к уровню 2010
года (процентов)

14. Доходы населения на душу тыс. руб. 84,5 94,8 98,4 100,7

15. Соотношение среднего раз 1,0 1,6 1,5 1,7
размера назначенных
месячных пенсий и
прожиточного минимума
пенсионера (раз)

16. Доля населения процентов 6,1 17,0 18,8 19,1
систематически
занимающегося физической
культурой и спортом, в
общей численности
населения

17. Уровень обеспеченности кв. м, на 1282,8 1397,3 1404,6 1412,6
спортивными залами 1000
населения

18. Обеспеченность кв. м на 80,2 90,3 103,2 105,2
плоскостными спортивными 1000
сооружениями населения

19. Объем отгруженных товаров тыс. 68,3 96,3 127,0 145,1
собственного производства, рублей
выполненных работ и услуг
собственными силами на
душу населения

20. объем сельскохозяйственной тыс. 24,8 37,0 49,2 51,1
продукции, произведенной рублей
хозяйствами всех форм
собственности на душу
населения

21. Объем отгруженных товаров млн рублей 4304,3 5666,4 7542,0 8600,0
собственного производства,
выполненных работ и услуг
собственными силами по
виду экономической
деятельности "Добыча
полезных ископаемых"

22. Объем отгруженных товаров млн рублей 150,6 289,9 418,3 520,0
собственного производства,
выполненных работ и услуг
собственными силами по
виду экономической
деятельности
"Обрабатывающие
производства"

23. Объем отгруженных товаров млн рублей 232,6 449,3 491,0 536,0
собственного производства,
выполненных работ и услуг
собственными силами по
виду экономической
деятельности "Производство
и распределение
электроэнергии, газа,
воды"

24. Объем инвестиций в тыс. 21,9 38,2 41,4 43,6
основной капитал на душу рублей
населения

25. Доля продукции малых процентов 29,9 32,4 35,4 32,1";
предприятий (процентов)


3) исключить приложение "Аналитическая форма по оценке возможностей перевода бюджетных учреждений в форму автономных учреждений".

Статья 2

Контроль за исполнения настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета Нефтекумского муниципального района по бюджету, экономической политике, налогам, собственности и инвестициям.

Статья 3

Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

Глава Нефтекумского муниципального
района Ставропольского края
П.А.ЛИМАНОВ


------------------------------------------------------------------