Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2013 по делу N А63-7782/2013 <О признании недействующим постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 21.02.2013 N 11/1 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Ставропольского края на 2013 год" в части необоснованного снижения величины необходимой валовой выручки, использованной при установлении размера сбытовых надбавок и значения доходности продаж ОАО "Ставропольэнергосбыт">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2013 г. по делу № А63-7782/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 02 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Быкодоровой Л.В., судей Тлябичевой З.Р., Зорина В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артюховой И.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", г. Пятигорск, ОГРН 1052600222927, ИНН 2626033550
к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г. Ставрополь,
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Федеральной службы по тарифам (ФСТ России), г. Москва,
о признании постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 21.02.2013 № 11/1 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Ставропольского края на 2013 год" недействующим в части необоснованного снижения величины необходимой валовой выручки, использованной при установлении размера сбытовых надбавок и значения доходности продаж ОАО "Ставропольэнергосбыт";
об обязании устранить нарушение законодательства ценообразования в области электроэнергетики, а именно: дополнительно включить в необходимую валовую выручку при установлении сбытовых надбавок на 2014 год выпадающие расходы открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", необходимые для осуществления сбытовой деятельности в 2013 году (возникшие в результате необоснованного занижения необходимой валовой выручки 2013 года): расходы на сырье и материалы в размере 3627,88 тысяч рублей; расходы на ремонт основных средств в размере 6108,02 тысяч рублей; расходы на оплату труда в размере 88646,20 тысяч рублей; отчисления на социальные нужды в размере 26771,15 тысяч рублей; расходы на техническую и специальную литературу в размере 320,37 тысяч рублей; расходы на вневедомственную охрану в размере 670,69 тысяч рублей; канцелярские и хозяйственные товары в размере 691,23 тысяч рублей; здравоохранение в размере 491,15 тысяч рублей; прочие услуги по транспорту в размере 1075,50 тысяч рублей; капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство в размере 24000,00 тысяч рублей; проценты на обслуживание кредитов в размере 88111,53 тысяч рублей; резерв по сомнительным долгам в размере 130858,7 тысяч рублей; налог на прибыль организаций в размере 13620,59 тысяч рублей; обеспечение способов внесения, в том числе без оплаты комиссии в размере 11925,98 тысяч рублей; страхование от несчастных случаев в размере 4585,46 тысяч рублей; страхование автотранспорта КАСКО в размере 3543,67 тысяч рублей; добровольное медицинское страхование в размере 3409,48 тысяч рублей,
при участии представителей заявителя Бычковой Л.С. по доверенности от 29.12.2012 № 01-10/05, Осипенко Д.К. по доверенности от 28.11.2012 № 26 АА 0397973; представителей заинтересованного лица: Железновой А.В. по доверенности от 23.10.2013 № 03-09/3395, Гладковой Н.В. по доверенности от 25.11.2013 № 03-09/25.11.2013; в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного,

установил:

открытое акционерное общество "Ставропольэнергосбыт" г. Пятигорск (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г. Ставрополь, (далее - заинтересованное лицо, РТК) о признании постановления РТК СК от 21.02.2013 № 11/1 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Ставропольского края на 2013 г." недействующим в части необоснованного снижения величины необходимой валовой выручки, использованной при установлении размера сбытовых надбавок и значения доходности продаж ОАО "Ставропольэнергосбыт" и просила обязать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края устранить нарушение законодательства ценообразования в области электроэнергетики путем установления для ОАО "Ставропольэнергосбыт" экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки, используемой при установлении размера сбытовых надбавок и значения доходности продаж ОАО "Ставропольэнергосбыт" на 2013 г.
Определением об отложении предварительного судебного заседания от 28.08.2013 (Т.1 л.д. 113 - 135) арбитражным судом в соответствии со ст. 51 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по тарифам (ФТС России), г. Москва.
Представитель заявителя в ходе судебного заседания пояснила, что не согласна с величиной необходимой валовой выручки, принятой в качестве исходных данных при установлении вышеуказанным постановлением сбытовых надбавок для гарантирующего поставщика ОАО "Ставропольэнергосбыт" (Приложение 1.1 к протоколу заседания правления РТК СК от 21.02.2013 № 11), считая, что величина НВВ необоснованно занижена РТК СК, в части занижения расходов по ряду статей. В связи с этим нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, а также созданы препятствия для осуществления деятельности по поставке электроэнергии потребителям Ставропольского края.
По мнению ОАО "Ставропольэнергосбыт", вышеуказанное постановление РТК СК в оспариваемой части не соответствуют положениям ст. 6, 20, 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пп. 12, 15 - 17 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, п. 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) тарифов (цен) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, п. п. 14, 17, 26 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ от 30.10.2012 № 703-э, имеющим большую юридическую силу.
Представители РТК в судебном заседании изложили свои доводы, отраженные в отзыве на заявление и дополнении к нему, полагали, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Формирование расходов гарантирующих поставщиков Ставропольского края, в том числе ОАО "Ставропольэнергосбыт" на 2013 год, осуществлялось в соответствии с требованиями "Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков", утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э. В расчете сбытовых надбавок на 2013 г. РТК Ставропольского края принята максимально возможная НВВ для ОАО "Ставропольэнергосбыт" в размере 548716,56 тыс. руб.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. В материалы дела представлены письменные пояснения (Т.1 л.д. 150 - 151), в которых указано, что расходы на добровольное медицинское страхование, страхование автотранспорта КАСКО, обеспечение способов внесения, в т.ч. без оплаты комиссии потребителями, а также здравоохранение действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов не учитываются в составе необходимой валовой выручки, так как они являются необязательными платежами и включение данных расходов увеличивает нагрузку на конечного потребителя.
Кроме того, представители заинтересованного лица в судебном заседании и в отзыве третьего лица указывали, что заявитель обращался в ФСТ России с заявлением о рассмотрении разногласий между ним и РТК Ставропольского края по постановлению РТК СК от 21.02.2013 № 11/1 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Ставропольского края на 2013 г.", затем отказался от поданного им заявления. Приказом ФСТ России от 01.07.2013 № 886-э рассмотрение разногласий по указанному заявлению прекращено.
Представитель заявителя в судебном заседании от 25.11.2013 представил заявление об уточнении требований, в котором просил признавать постановление РТК СК от 21.02.2013 № 11/1 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Ставропольского края на 2013 г." не действующим в части необоснованного снижения величины необходимой валовой выручки, использованной при установлении размера сбытовых надбавок и значения доходности продаж ОАО "Ставропольэнергосбыт". А также с просьбой обязать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края устранить нарушение законодательства в области электроэнергетики, а именно: дополнительно включить в НВВ при установлении сбытовых надбавок на 2014 г. выпадающие расходы ОАО "Ставропольэнергосбыт", необходимые для осуществления сбытовой деятельности в 2013 г. (которые образовались в результате необоснованного занижения НВВ 2013 г.):
- расходы на сырье и материалы - 3627,88 тыс. руб.,
- расходы на ремонт основных средств - 6108,02 тыс. руб.,
- расходы на оплату труда - 88646,20 тыс. руб.,
- отчисления на социальные нужды - 26771,15 тыс. руб.,
- техническую и специальную литературу - 320,37 тыс. руб.,
- расходы на вневедомственную охрану - 670,69 тыс. руб.,
- канцелярские и хозяйственные товары - 691,23 тыс. руб.,
- здравоохранение - 491,15 тыс. руб.,
- прочие услуги по транспорту - 1075,50 тыс. руб.,
- капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство - 24000,00 тыс. руб.,
- проценты на обслуживание кредитов - 88111,53 тыс. руб.,
- резерв по сомнительным долгам - 130858,7 тыс. руб.,
- налог на прибыль организаций - 13620,59 тыс. руб.,
- обеспечение способов внесения, в т.ч. без оплаты комиссии - 11925,98 тыс. руб.,
- страхование от несчастных случаев - 4585,46 тыс. руб.,
- страхование автотранспорта КАСКО - 3543,67 тыс. руб.,
- добровольное медицинское страхование - 3409,48 тыс. руб. (с учетом уточнений). Уточнения судом рассмотрены и приняты, что отражено в протоколе судебного заседания и резолютивной части решения суда.
Суд, выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает требования заявителя обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона № 35 "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством РФ.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы:
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);
обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 утверждены "Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования) и "Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен тарифов в электроэнергетике" (далее - Правила регулирования), в которых определены основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию.
В силу пункта 63 Основ ценообразования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. Величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Согласно п. 12 Правил регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию. В соответствии с данным требованием ОАО "Ставропольэнергосбыт" направило заявление и материалы для открытия дела об установлении тарифов на 2013 г. и материалы для установления сбытовых надбавок гарантирующего поставщика, выполненные согласно методическим указаниям, утвержденным приказом ФСТ РФ от 24.11.2006 № 302-э/5 в регулирующий орган в установленный срок (исх. № 01-17/1164 от 26.04.2012).
Приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э утверждены "Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков" (далее - Методические указания). Вышеуказанный документ вступил в силу с 16.12.2012.
Постановлением РТК от 21.02.2013 № 11/1 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ставропольского края на 2013 г." (далее - постановление), источник публикации: "Ставропольская правда",
№ 61-62, 28.02.2013, заявителю установлены сбытовые надбавки с календарной разбивкой для населения и потребителей, приравненных к населению, сетевых организаций, приобретающих электрическую энергию в целях компенсации потерь, и прочих потребителей согласно приложениям 1 - 3 соответственно. А также установлены значения доходностей продаж и коэффициенты параметров деятельности гарантирующих поставщиков с календарной разбивкой согласно приложениям 4 - 5 соответственно.
Величина НВВ, принятая РТК СК и использованная при установлении сбытовых надбавок и размера доходности продаж гарантирующего поставщика ОАО "Ставропольэнергосбыт" на 2013 г., согласно протоколу заседания правления РТК СК от 21.02.2013 № 11, принята в размере 548716,6 тыс. руб., что, по мнению ответчика, является максимально возможной величиной НВВ на 2013 год в связи с наличием стоимостного ограничения величины НВВ в первый период регулирования, согласно методических указаниям, утвержденным приказом ФСТ РФ № 703-э.
Согласно пп. "л" п. 2 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, а также разъяснительному письму ФСТ РФ от 12.12.2012, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков в виде формулы для группы (подгрупп) "прочие потребители" устанавливаются на 2012 год органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, не превышающий 2 месяцев со дня вступления в силу вышеуказанных методических указаний.
Из информационного письма третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФСТ России от 12.12.2012 № ЕП-10302/12 "О принятии решений по установлению сбытовых надбавок ГП", опубликованного на сайте ФСТ России 13.12.2012, с учетом подпункта "л" пункта 2 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, следует, что установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на 2012 г. должно производиться в соответствии с новыми Методическими указаниями. Таким образом, до 16.02.2013 РТК по СК должна была произвести перерасчет сбытовой надбавки по новой методике для ОАО "Ставропольэнергосбыт" на период регулирования 2012 г.
РТК Ставропольского края это требование законодательства не исполнила, посчитав, что первым периодом регулирования сбытовых надбавок по новым Методическим указаниям является период с 1 января по 31 декабря 2013 года. Однако, письмом от 13.12.2012 РТК Ставропольского края обязала ОАО "Ставропольэнергосбыт" представить документацию для открытия тарифных дел на 2012 и 2013 до 21 января 2013 г. ОАО "Ставропольэнергосбыт" представило документы в срок письмом от 21.01.2013 № 01-23/92. До настоящего времени тарифные решения пересмотрены не были.
Таким образом, неверное тарифное регулирование в 2012 году изначально повлекло "недорегулирование" гарантирующего поставщика в оспариваемом периоде. Так как в соответствии с п. 11 (1) постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (Основ ценообразования) регулируемые цены (тарифы) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен во втором полугодии предшествующего годового периода. Это значит, что базой при регулировании цен на 2013 г. являются установленные регулятором величины 2012 г., которые являются значительно заниженными в результате невыполнения РТК по СК требований пп. "л" п. 2 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442. Вышеуказанный вывод подтверждается п. п. 14 и 18 Методических рекомендаций, согласно которым величина сбытовой надбавки для гарантирующих поставщиков предыдущего периода (в нашем случае второго полугодия 2012 г.) участвует при формировании тарифов следующего периода (в нашем случае - оспариваемого в 2013 г.). Таким образом, не отрегулировав (не пересчитав) должным образом тариф в 2012 г., РТК по СК причинила ОАО "Ставропольэнергосбыт" ущерб в размере 441954,1 тыс. руб.
В нарушение п. 28 Правил регулирования, в протоколе заседания правления РТК Ставропольского края от 21.02.2013 № 11 не приведены в разрезе статей затрат основания для снижения регулирующим органом объема предложенных обществом расходов.
В соответствии с Правилами регулирования установление тарифов осуществляется регулирующим органом на очередной регулируемый период по результатам рассмотрения и анализа представленных заинтересованной в установлении тарифа организацией документов. Анализ предложений организации об установлении тарифов отражается регулирующим органом в экспертном заключении, которое согласно п. 23 Правил регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Согласно пп. 15 - 17 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (далее - НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Учитывая вышеизложенное, суд считает обоснованными требования заявителя о включении в состав НВВ ОАО "Ставропольэнергосбыт" на 2014 год выпадающих расходов ОАО "Ставропольэнергосбыт", необходимых для осуществления сбытовой деятельности в 2013 г. (которые образовались в результате необоснованного занижения НВВ 2013 года) по следующим статьям:
- по статье "Расходы на топливо и ГСМ" в размере 3627,88 тыс. руб.
Суд согласился с доводами заявителя, что в отсутствие нормативов определения количества единиц автотранспорта для осуществления энергосбытовой деятельности, для расчета расходов на топливо и ГСМ необходимо принять количество единиц автотранспорта, определяемого производственными функциями подразделений общества с учетом фактического наличия автотранспорта на балансе предприятия с учетом выбытия и ввода основных средств в плановом периоде регулирования. Количество автотранспорта, принятого в расчет на момент подачи в РТК Ставропольского края материалов для открытия тарифного дела и расчета сбытовых надбавок ГП на 2013 г. составляло 125 единиц, фактическое количество автотранспорта на момент подачи материалов в регулирование. - 122, с учетом планируемого выбытия и приобретения - 125. Расчет затрат на ГСМ произведен исходя из количества единиц автотранспорта, установленных приказом по обществу норм расхода ГСМ и максимально допустимых месячных пробегов на основании распоряжения по обществу от 16.05.2011 № 29 р "Об изменении нормативного пробега и нормативного расхода ГСМ". Цены за 1 л. ГСМ использованы фактические по состоянию на февраль 2012 г. с учетом ИПЦ 9,7%.
- по статье "Расходы на ремонт основных средств" в размере 6108,02 тыс. руб.
Расчет затрат заявитель обосновал потребностью общества, заактированной в материалах по обследованию Объектов недвижимости с подтверждением предстоящих расходов сметно-локальными расчетами. Расходы на ремонт административных зданий рассчитаны исходя из сметной стоимости работ и индекса цен производителей промышленной продукции, рекомендованного прогнозом Министерства экономического развития РФ, Расходы на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта рассчитаны исходя из фактических расходов 2012 г., подтвержденных документально, и индекса цен производителей промышленной продукции, рекомендованного вышеуказанным прогнозом.
- по статье "Расходы на оплату труда" в размере 88646,2 тыс. руб.
Судом установлено, что нормативная численность, принятая РТК Ставропольского края в регулирование на 2013 г. не соответствует утвержденной величине нормативной численности (нормативная численность по гарантирующему поставщику ОАО "Ставропольэнергосбыт" закреплена протоколом Правления РТК СК от 24.12.2009 № 63 Приложение 3.1.1 в количестве 680 чел.). Регулирующий орган при расчете НВВ на 2013 г. принял в расчет затрат по статье "Расходы на оплату труда" нормативную численность в количестве 670 чел. Кроме того, принятый РТК Ставропольского края расчет ФОТ выполнен с отклонениями от норм "Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике РФ" и положений действующего в обществе коллективного договора.
Расчет ФОТ, заявленный обществом, определен в соответствии с требованиями п. 26 Основ ценообразования, положениями "Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике РФ на 2009 - 2012 гг." и действующего в обществе коллективного договора.
Нормативная численность персонала ОАО "Ставропольэнергосбыт" на 2013 год принята обществом в количестве 680 единиц, средний тарифный коэффициент 2,81, что соответствует 8 ступени оплаты труда (определен по факту 2011 г.) Размер премии, вознаграждений за выслугу лет, надбавок и доплат, принятых в расчет ФОТ, соответствует минимальным параметрам, принятым разделом 8 "Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике РФ на 2009 - 2012 гг." Доплата за работу в безводных и пустынных местностях определена на основании постановления Правительства Ставропольского края от 25.01.2006 № 3-п в размере 4,89%.
- по статье "Отчисления на социальные нужды" в размере 26771,15 тыс. руб.
Расходы определены в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральным законом "О страховых тарифах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов" по ставке 30,2% от рассчитанной обществом величины ФОТ.
- по статье "Техническая и специальная литература" в размере 320,37 тыс. руб.
Обществом в обоснование расходов по статье предъявлен реестр изданий технического и специального назначения, соответствующий профилю деятельности общества и производственным потребностям. Суд полагает, что необходимо учитывать масштабы предприятия и его отраслевую направленность. Общество функционирует на территории всего Ставропольского края, в том числе и в самых отдаленных территориях, на которых не всегда функционируют интернет-ресурсы. В масштабах всего предприятия, в том числе и у потребителей электроэнергии, необходимо соблюдать техническую безопасность и правила эксплуатации электрооборудования. Таким образом, во всех структурных подразделениях нельзя обойтись без Правил эксплуатации электрооборудования, литературы в сфере соблюдения правил технической безопасности и др. Кроме того, согласно п. 6 ст. 256 Налогового кодекса РФ приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Обосновывающие материалы по расчету затрат по данной статье были предоставлены обществом в РТК СК в сроки, установленные действующим законодательством для подачи материалов для открытия тарифного дела и установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.
- по статье "Расходы на вневедомственную охрану" в размере 670,69 тыс. руб.
В судебное заседание заявителем представлены реестр и ксерокопии фактически заключенных и действующих договоров по данному виду услуг сторонних организаций, по состоянию на 01.04.2012, с учетом возможного изменения цены договора с 01.01.2013 на величину индексов дефлятора 2013 г. /2012 г. По состоянию на 01.01.2013 ни один из договоров не расторгнут, все объекты недвижимости, охранявшиеся в 2012 г. подлежат охране и продолжают охраняться в 2013 г. С 01.01.2013 действуют дополнительные соглашения на изменение цены договоров с частными лицами (сторожевая охрана) из расчета 32 руб. в час. (цена договора по 2012 г. - 30 руб. в час), а также с рядом охранных фирм. Материалами дела подтверждается, что данный пакет в полном объеме был предоставлен заявителем в РТК Ставропольского края.
Суд согласился с заявителем, что ссылка РТК на п. 31 раздела 3 Основ ценообразования не является обоснованным аргументом снижения затрат по статье при наличии указанных выше документов, т.к. в силу п. 31 при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, предполагает проведение анализа фактических (а не плановых) затрат.
- по статье "Канцелярские и хозяйственные расходы" в размере 691,23 тыс. руб. Суд согласился с доводами заявителя, что при отсутствии законодательно закрепленных нормативов расходования канцелярских и хозяйственных расходов в расчете на 1 потребителя или 1-го работника, в соответствии с п. 31 раздела 3 Основ ценообразования заявителем при расчете затрат по статье используются фактические данные по расходам общества за предшествующие периоды. Основным направлением расходов по данной статье является приобретение бумаги для оргтехники, что обусловлено профилем производственной деятельности общества (работа с потребителями), необходимостью выставления согласно действующему законодательству РФ первичных бухгалтерских и налоговых документов на бумажных носителях.
- по статье "Расходы на здравоохранение" в размере 491,15 тыс. руб.
Обществом заявлено, и в подтверждение заявления предоставлены обоснования, что осуществление расходов на здравоохранение является вынужденной мерой в рамках соблюдения требований действующего законодательства в отношении обеспечения проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей (ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 в редакции Федерального закона от 25.04.2002 № 41-ФЗ). Минздравом и Минтрансом России 29.01.2002 утверждены Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств". В соответствии с этим документом предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Предрейсовые медосмотры водителей требуются в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт.
Кроме того, общество обязано следовать требованиям нормативных документов, в соответствии с которыми, работодатель проводит в отношении персонала обязательные ежегодные медицинские осмотры (ст. 212, 213 ТК РФ, приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83. Расценки на проведение медосмотров приняты на основании действовавших в 2011 г. договоров, с учетом индекса дефлятора цен на услуги 2013 г. /2011 г.
- по статье "Прочие услуги по транспорту" в размере 1075,5 тыс. руб.
Суд не может согласиться с доводом заинтересованного лица о том, что данные расходы являются экономически необоснованными. Представленные суду материалы в виде ксерокопий заключенных договоров на заявленные услуги являются в соответствии с п. 31 Основ ценообразования достаточным обоснованием для принятия заявленных требований.
- по статье "Проценты по обслуживанию кредитов" в размере 88111,53 тыс. руб.
Суд, проанализировав расчет потребности заявителя в привлечении заемных средств для покрытия недостатка оборотных средств, образующегося в результате неисполнения или несвоевременного исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), пришел к выводу о его правомерности. Проценты по обслуживанию кредитов общества определены в соответствии требованиями п. 22 Раздела 6 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков (утверждены приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э).
- по статье "Капитальные вложения (инвестиции) в размере 24 000 тыс. руб.
Потребность в средствах на осуществление капитальных вложений из прибыли заявитель обосновал необходимостью создания и оснащения Центров очного обслуживания потребителей. Организация работы Центров очного обслуживания потребителей является обязательным требованием к обществу как гарантирующему поставщику на территории Ставропольского края, что соответствует п. 11 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 по реализации Стандартов обслуживания потребителей.
- по статьям "Резерв по сомнительным долгам", "Налог на прибыль", "Добровольное медицинское страхование", "Страхование автотранспорта КАСКО", "Страхование от несчастных случаев", "Обеспечение способов внесения платы, в т.ч. без оплаты комиссии потребителям" требования заявителя в связи с недостаточной обоснованностью статей расходов и отсутствием полного документального подтверждения удовлетворению не подлежат.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ.)
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

решил:

уточненные требования открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" г. Пятигорск, ОГРН 1052600222927, ИНН 2626033550, принять.
Заявленные требования открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" г. Пятигорск, ОГРН 1052600222927, ИНН 2626033550, удовлетворить частично.
Признать постановление Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 21.02.2013 № 11/1 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Ставропольского края на 2013 год" в части необоснованного снижения величины необходимой валовой выручки, использованной при установлении размера сбытовых надбавок и значения доходности продаж открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", недействующим и несоответствующим статьям 6, 20, 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 12, 15 - 17 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пункту 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) тарифов (цен) в электроэренгетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пунктам 14, 17, 26 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 30.10.2012 № 703-э, имеющим большую юридическую силу.
Обязать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края устранить нарушение законодательства ценообразования в области электроэнергетики, а именно: дополнительно включить в необходимую валовую выручку при установлении сбытовых надбавок на 2014 год выпадающие расходы открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", необходимые для осуществления сбытовой деятельности в 2013 году (возникшие в результате необоснованного занижения необходимой валовой выручки 2013 года):
- расходы на сырье и материалы в размере 3627,88 тысяч рублей;
- расходы на ремонт основных средств в размере 6108,02 тысяч рублей;
- расходы на оплату труда в размере 88646,20 тысяч рублей;
- отчисления на социальные нужды в размере 26771,15 тысяч рублей;
- техническая и специальная литература в размере 320,37 тысяч рублей;
- расходы на вневедомственную охрану в размере 670,69 тысяч рублей;
- канцелярские и хозяйственные товары в размере 691,23 тысяч рублей;
- здравоохранение в размере 491,15 тысяч рублей;
- прочие услуги по транспорту в размере 1075,50 тысяч рублей;
- капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство в размере 24000,00 тысяч рублей;
- проценты на обслуживание кредитов в размере 88111, 53 тысяч рублей.
Взыскать с Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г. Ставрополь в пользу открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" г. Пятигорск, ОГРН 1052600222927, ИНН 2626033550 государственную пошлину, в размере 2000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" г. Пятигорск, ОГРН 1052600222927, ИНН 2626033550, отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу в порядке, предусмотренном статьями 275, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение в полном объеме подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и в общественно-политической газете Ставропольского края "Ставропольская правда".

Председательствующий
Л.В.БЫКОДОРОВА

Судья
З.Р.ТЛЯБИЧЕВА

Судья
В.А.ЗОРИН


------------------------------------------------------------------