Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2013 по делу N А63-3049/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления главы г. Ессентуки от 30.03.2006 N 1147 "Об утверждении Правил сброса сточных и загрязняющих веществ в централизованную систему канализации города Ессентуки в составе очистных сооружений канализации, эксплуатируемых филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. по делу № А63-3049/2013

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 10 октября 2013 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Русановой В.Г., судей Быкодоровой Л.В. и Алиевой А.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цаговой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
государственного лечебного профилактического учреждения "Санаторий имени Н.А. Семашко", г. Кисловодск, ОГРН 1022601314977,
к администрации города Ессентуки Ставропольского края, г. Ессентуки, ОГРН 1022601227516,
о признании недействующим постановления главы г. Ессентуки от 30.03.2006 № 1147 "Об утверждении Правил сброса (приема) сточных и загрязняющих веществ в централизованную систему канализации города Ессентуки в составе очистных сооружений канализации, эксплуатируемых филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации",
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь,
при участии представителя администрации города - курорта Ессентуки Монастырной В.В. по доверенности от 28.12.2012 № 4005, представителя ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь Гермаш А.Н. по доверенности от 27.12.2012 № 35-ю, в отсутствие представителей государственного лечебного профилактического учреждения "Санаторий имени Н.А. Семашко",

установил:

государственное лечебное профилактическое учреждение "Санаторий имени Н.А. Семашко", г. Кисловодск (далее - заявитель, санаторий) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ессентуки (далее - заинтересованное лицо, администрация), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие, ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"), о признании постановления администрации города Ессентуки от 30.03.2006 № 1147 "Об утверждении Правил сброса (приема) сточных и загрязняющих веществ в централизованную систему канализации города Ессентуки в составе очистных сооружений канализации, эксплуатируемых филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации" недействующим.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемое постановление противоречит пункту 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. № 167, поскольку основано на расчетах, установленных согласно разрешениям Управления Росприроднадзора, действовавшим до 31.12.2005.
Санаторий в пояснениях к заявлению указывает на тот факт, что оспариваемое постановление официально не опубликовано.
В судебное заседание заявитель представителя не направил.
Неявка заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует разрешению спора по существу.
Представитель администрации требования заявителя не признавал, поддерживал доводы, изложенные в отзыве на заявление. Считала, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, в соответствии с нормами, регулирующими правоотношения в области водоотведения, официально опубликовано в соответствии с нормами действующего законодательства, просила суд применить срок давности, установленный для обжалования нормативного правового акта, со ссылкой на статью 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" также полагал, что оспариваемое постановление полностью соответствует действующему законодательству по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, просил суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
Суд, выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ.)
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 АПК РФ).
Согласно пункту 6.3 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" исходя из взаимосвязанных положений пункта 4 части 1 статьи 193, частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд вне зависимости от доводов, содержащихся в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, устанавливает соответствие оспариваемого акта или его отдельного положения тем нормативным правовым актам, которые указаны в заявлении. Если при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд придет к выводу о том, что оспариваемый акт противоречит иному нормативному правовому акту, не указанному заявителем, то он по этому основанию признает оспоренный акт недействующим.
Как видно из материалов дела, постановлением от 30.03.2006 № 1147 утверждены Правила сброса (приема) сточных и загрязняющих веществ в централизованную систему канализации города Ессентуки в составе очистных сооружений канализации, эксплуатируемых филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации (далее - постановление главы г. Ессентуки от 30.03.2006 № 1147). Данное постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167 "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ", а также в целях совершенствования нормирования и упорядочения расчетов с абонентами, осуществляющими водоотведение в системы канализации г. Ессентуки и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, непосредственно осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г. Ессентуки.
В соответствии с Законом № 131-ФЗ, Уставом муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки (в редакции решения Совета города Ессентуки от 13 мая 2013 года № 47) органы местного самоуправления городского округа вправе принимать муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 1 статьи 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 68 Устава муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу с момента их принятия, если иное не установлено в муниципальном правом акте, за исключением нормативных правовых актов Совета города о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
В пункте 1 статьи 47 Закона № 131-ФЗ указано, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Постановление главы г. Ессентуки от 30.03.2006 № 1147 вступило в законную силу со дня официального опубликования - 11.02.2010, опубликовано в издании "Ессентукская панорама", № 5.
В соответствии с постановлением администрации г. Ессентуки Ставропольского края от 29.01.2010 № 179 "Об официальном печатном органе администрации города Ессентуки" газета "Ессентукская панорама" является официальным печатным органом администрации города Ессентуки.
Данное постановление также было опубликовано вместе с постановлением главы г. Ессентуки от 30.03.2006 № 1147 11.02.2010 в газете "Ессентукская панорама", но факт одновременного опубликования постановлений не влечет недействительности постановления главы г. Ессентуки от 30.03.2006 № 1147 как официально не опубликованного.
Постановление администрации города Ессентуки Ставропольского края от 29.01.2010 № 179 "Об официальном печатном органе администрации города Ессентуки" по своей юридической природе не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, соответственно, к нему не может быть применен пункт 2 статьи 47 Закона № 131-ФЗ, согласно которому муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); исходя из пункта 1 статьи 47 Закона № 131-ФЗ, пункта 8 статьи 68 Устава муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края, названное постановление вступило в силу с момента его принятия, а именно 29.01.2010.
Постановление главы города г. Ессентуки от 30.03.2006 № 1147 было официально опубликовано в газете "Ессентукская панорама" 11.02.2010 № 5, так как данное издание является официальным печатным органом администрации города Ессентуки с 29.01.2010.
Нормативно-правовой акт опубликован в установленном порядке, принят в соответствии с требованиями, определенными для нормативно-правовых актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила от 12.02.1999 № 167), нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Из материалов дела следует, что предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, поступающих в систему канализации города Кисловодска, рассчитаны организацией водопроводно-канализационного хозяйства - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" исходя из технических возможностей системы коммунальной канализации, с учетом установленного предельного допустимого сброса для организаций водопроводно-канализационного хозяйств и в соответствии с Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденными приказом министерства жилищного коммунального хозяйства РСФРС от 02.03.1984 № 107.
Следовательно, постановление администрации города-курорта Ессентуки принято в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими правоотношения в области водоотведения, в рамках полномочий органа местного самоуправления.
Из материалов дела установлено, что в соответствии с распоряжением ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" от 27.03.2012 № 62 филиалу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации" переданы функции по контролю за составом сточных вод у абонентов, взиманию платы за сброс сверхнормативных сточных вод в системы канализации.
До издания данного распоряжения функции по контролю за составом сточных вод у абонентов ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" осуществлял филиал ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Центр исследования и контроля воды".
Расчет допустимых концентраций загрязняющих веществ для сброса в систему канализации г. Ессентуки производился филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации" на основании единственной методики, имеющей юридическую силу (и в настоящее время) и приведенной в Правилах приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденных приказом министерства жилищного коммунального хозяйства РСФСР от 02.03.1984 № 107, с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для данного филиала, эксплуатирующего очистные сооружения канализации в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Предельно допустимые сбросы для очистных сооружений канализации устанавливает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Основой для расчета предельно допустимых сбросов являются "Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе предельно допустимых концентраций в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения", утверждаемые Федеральным агентством по рыболовству.
Согласно пункту 7 указанных выше Правил централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки.
Сброс абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод может быть разрешен лишь при наличии технической возможности этой системы и установлении для абонентов нормативов сброса сточных вод.
При разработке и утверждении допустимых концентратов загрязняющих веществ для сброса в систему канализации г. Ессентуки ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" учитывалась специфика города, а именно его санаторно-курортное назначение.
В связи с этим при принятии оспариваемого постановления для санаториев были приняты более мягкие значения допустимой концентрации сброса (сухой остаток, хлориды, сульфаты и некоторые другие показатели) загрязняющих веществ в системы канализации г. Ессентуки с учетом их лечебной функции.
Согласно пункту 7 Правил № 167 централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод может быть разрешен лишь при наличии технической возможности этой системы и установлении для абонентов нормативов сброса сточных вод.

Судом установлено, что заявитель необоснованно ссылался на разрешение № 383 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), выданное 21.02.2008 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору филиалу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации" и предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, установленные для филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации" допустимые концентраты загрязняющих веществ в сточных водах абонентов города Ессентуки, утвержденные постановлением главы г. Ессентуки от 30.03.2006 № 147, поскольку нормативы в оспариваемом постановлении были рассчитаны филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации" исходя из действовавших на тот момент норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для данного филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".
В период расчета допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов города Ессентуки действовали разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 16.03.2005 № 383 (по площадке Кавминводских ОСК) и от 28.07.2005 № 6772 (по площадке Пятигорских ОСК), выданные Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ставропольскому краю.
Учитывая изложенное, нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города Ессентуки, утвержденные постановлением главы города Ессентуки от 30.03.2006 № 1147, рассчитаны обоснованно, в соответствии с разрешительной документацией, выданной организации водопроводно-канализационного хозяйства и действующим законодательством Российской Федерации в области водоснабжения и водоотведения.
Постановление от 30.03.2006 № 1147, принятое главой города г. Ессентуки, соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы абонентов города Ессентуки в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, оценив представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ суд приходит к выводу, что постановление главы г. Ессентуки от 30.03.2006 № 1147 следует признать соответствующим отмеченным выше нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пункту 61 Правил № 167.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Судом отклонен довод администрации о пропуске санаторием срока, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации для обжалования нормативного правового акта.
Рассмотрение арбитражным судом заявлений о признании недействующим ненормативных правовых актов регламентировано главой 23 АПК РФ.
Согласно статьям 191, 192 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным указанным Кодексом, с особенностями, установленными в данной главе.
Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных названным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Названными выше нормами АПК РФ не ограничен срок обжалования в арбитражном суде нормативного правового акта, ссылка администрации на статьи 196, 197 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку данная норма при производстве дела в рамках главы 23 АПК РФ не применяется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

решил:

требования государственного лечебного профилактического учреждения "Санаторий имени Н.А. Семашко", г. Кисловодск, ОГРН 1022601314977, о признании недействующим постановления главы г. Ессентуки от 30.03.2006 № 1147 "Об утверждении Правил сброса (приема) сточных и загрязняющих веществ в централизованную систему канализации города Ессентуки в составе очистных сооружений канализации, эксплуатируемых филиалом государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации" оставить без удовлетворения.
Признать постановление главы г. Ессентуки от 30.03.2006 № 1147 "Об утверждении Правил сброса (приема) сточных и загрязняющих веществ в централизованную систему канализации города Ессентуки в составе очистных сооружений канализации, эксплуатируемых филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Кавминводские очистные сооружения канализации" соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу в порядке, предусмотренном статьями 275, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение в полном объеме подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и в официальном печатном органе администрации города Ессентуки газете "Ессентукская панорама".

Председательствующий судья
В.Г.РУСАНОВА

Судьи
Л.В.БЫКОДОРОВА
А.К.АЛИЕВА


------------------------------------------------------------------