Приказ минтранса Ставропольского края от 28.06.2013 N 130-од "Об утверждении стратегии развития транспортного комплекса Ставропольского края на период 2013 - 2015 гг."
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 28 июня 2013 г. № 130-од
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД 2013 - 2015 ГГ.
Приказываю:
1. Утвердить стратегию развития транспортного комплекса Ставропольского края на период 2013 - 2015 гг.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
А.Ю.ПАВЛОВ
Утверждено
приказом
министерства транспорта
Ставропольского края
от 28.06.2013 № 130-од
Согласовано
Первый заместитель председателя
Правительства Ставропольского края
В.А.ШУРУПОВ
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД 2013 - 2015 ГОДОВ
Введение
Транспорт является важным инструментом достижения социальных, экономических и других целей, обеспечивая повышение качества жизни людей. Без решения проблем в транспортной отрасли невозможно добиться конкретных изменений в хозяйственной деятельности в целом.
В современных условиях транспорт становится все более важной составляющей в жизни людей. В частности, транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Основной целью стратегии является развитие транспортного комплекса Ставропольского края (далее - край) и повышение его конкурентоспособности, а также удовлетворение потребностей общества в качественных транспортных услугах.
Развитие транспортного комплекса является необходимым условием реализации инновационной модели социально-экономического развития края и улучшения качества жизни населения.
Необходимость разработки стратегии была вызвана наличием проблем, которые существуют на сегодняшний момент в транспортной отрасли края. Основными проблемами транспортного комплекса края являются:
- низкий уровень конкурентоспособности транспорта общего пользования по сравнению с личным транспортом;
- необходимость создания транспортной сети, удовлетворяющей потребности общества в качественных транспортных услугах;
- низкое качество автомобильных дорог;
- образование транспортных заторов в часы пик;
- предельная способность железнодорожной инфраструктуры справляться с ростом грузовых и пассажирских потоков;
- требующая реконструкции инфраструктура аэропортов;
- недостаточное количество парковок и стоянок;
- высокий уровень вредных выбросов в атмосферу автомобильным транспортом.
Для решения вышеуказанных проблем разработан ряд мероприятий, которые предстоит реализовать на территории края в 2013 - 2015 годы.
1. Анализ современного состояния и проблем развития
транспортного комплекса Ставропольского края
Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей, обеспечивая повышение качества жизни людей.
Транспортный комплекс края представляет собой совокупность транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов на территории края, объектов транспортной инфраструктуры - организаций транспортного комплекса края: организаций автомобильного транспорта; юридических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и грузов железнодорожным транспортом общего пользования на территории края; владельцев объектов транспортной инфраструктуры.
Перевозки пассажиров и грузов на территории края осуществляются автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом. Организациями транспортного комплекса края ежегодно перевозится более 200 млн пассажиров и 10 млн грузов.
В 2012 году грузооборот по видам транспорта на территории края составил: железнодорожным транспортом - 84,7 процента, автомобильным транспортом - 15,3 процента.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю в 2012 году перевезено пассажиров пассажирским транспортом 202115,5 тыс. человек, в том числе автомобильным транспортом - 165244,2 тыс. человек, электротранспортом - 28599,8 тыс. человек, железнодорожным транспортом - 8271,5 тыс. человек.
На рынке транспортных услуг транспорта общего пользования осуществляют производственную деятельность 55 автопредприятий и 2 предприятия электротранспорта. В настоящее время предприятия и индивидуальные предприниматели осуществляют перевозку пассажиров по межмуниципальным маршрутам на основании заключенных договоров с министерством транспорта Ставропольского края (далее - министерство). На территории Ставропольского края действуют 374 маршрута межмуниципального сообщения.
Объем перевозок пассажиров на автомобильном транспорте в 2012 году снизился на 5,5 процента по сравнению с 2011 годом. Для решения данной проблемы министерством запланировано проведение 2 открытых конкурсов на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения в Ставропольском крае. В результате проведенных конкурсов будет обновлен подвижной состав, повышен уровень комфортности и дополнительно увеличена возможность перевозки пассажиров с ограниченными возможностями на территории края.
В крае регулярно проводится работа по выявлению и пресечению деятельности нелегальных перевозчиков пассажиров на маршрутах межмуниципального сообщения. Для проведения данной работы были заключены соглашения между министерством и контролирующими структурами края: Главным управлением Министерства внутренних дел России по Ставропольскому краю, Управлением федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, Федеральной инспекцией по труду и занятости по Ставропольскому краю, Ространснадзором по Северо-Кавказскому федеральному округу при регулярном взаимодействии с краевой прокуратурой. Ежемесячно составляется график совместных мероприятий (рейдов) для выявления и пресечения нарушений транспортного законодательства в Ставропольском крае.
В результате совместных рейдов с 01 сентября 2012 г. по 01 июня 2013 г. проведено 190 выездных проверок, проверено 3316 транспортных средств, выявлено 498 правонарушений, вынесено 416 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму - 8 млн 750 тыс. рублей. В адрес Управления федеральной службы судебных приставов направлены копии 220 постановлений о привлечении к административной ответственности для взыскания штрафов. Направлено 5 исковых заявлений в мировые суды Ставропольского края о привлечении к административной ответственности за неуплату штрафов. По фактам невыполнения предписаний, вынесенных министерством, в арбитражный суд подано 5 исковых заявлений на изъятие (аннулирование) разрешений на осуществление деятельности перевозчиков.
Проведенный министерством мониторинг по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков показал, что в 2012 году на каждого легального перевозчика такси приходилось 2,7 нелегальных, в 2013 году этот показатель составил 0,32.
За счет резкого усиления контроля за нелегальными перевозчиками и перехода их в легальный бизнес численность работников в автотранспортном комплексе края на 1 мая 2013 года увеличилась на 9493 человека, а это новые рабочие места, и составила 17029 человек. Работа по выявлению и пресечению деятельности нелегальных перевозчиков пассажиров в сфере такси и перевод их в легальный бизнес будет продолжена отделом контроля министерства на период реализации стратегии.
Что касается налоговых отчислений организациями всего транспортного комплекса, в 2012 году в консолидированный бюджет Ставропольского края произведено налоговых платежей на сумму 915,3 млн рублей, что на 31,8 процента больше, чем в 2011 году, из них в бюджет Ставропольского края - 899,6 млн рублей, это на 32,6 процента больше, чем за 2011 год. В том числе автотранспортными организациями в консолидированный бюджет Ставропольского края произведено налоговых платежей в сумме 69,3 млн рублей, что на 4,5 процента больше, чем в 2011 году, из них в бюджет Ставропольского края 54,2 млн рублей, что на 21 процент выше показателя 2011 года. Авиационным транспортом в бюджет Ставропольского края в 2012 году поступило налоговых платежей на сумму 50,8 млн рублей, это на 41,1 процента больше, чем в 2011 году. По железнодорожному транспорту сумма уплаченных налогов в бюджет Ставропольского края в 2012 году составила 794,9 млн рублей, что на 32,9 процента больше, чем за аналогичный период 2011 года.
Министерством проанализирован ряд законов, регламентирующих транспортную отрасль в крае, и выявлены несоответствие отдельных пунктов законодательства современным требованиям транспортных процессов. Подготовлены и внесены предложения по изменению и дополнению отдельных статей в законодательство края, которые значительно улучшат организацию проведения конкурсов, но при этом усилят систему контроля и ответственности за нарушение транспортного законодательства в Ставропольском крае, а именно:
1. В постановление Правительства Ставропольского края от 04 августа 2010 г. № 256-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае".
2. В Закон Ставропольского края от 08 февраля 2010 г. № 5-кз "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае", что позволит своевременно и оперативно разработать расписание новых маршрутов с учетом действительной потребности населения, определить категорийность и количество транспортных средств, необходимых для удовлетворения потребностей населения в транспортном обеспечении.
3. В статью 2 Закона Ставропольского края от 20 июля 2011 г. № 65-кз "О некоторых мерах по обеспечению безопасности пассажиров легкового такси в Ставропольском крае", в результате в данный закон был введен статус государственного контроля.
4. В статью 6.3 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. № 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае". Это связано с тем, что имеющихся рычагов административного воздействия на нелегальных перевозчиков, а также перевозчиков, работающих с систематическими нарушениями договорных обязательств с министерством, недостаточно.
5. В постановление Правительства Ставропольского края "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 29 августа 2011 года № 340-п "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси на территории Ставропольского края".
В целях обеспечения информационной открытости деятельности органа исполнительной власти Ставропольского края по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Ставропольского края определены государственные информационные системы Ставропольского края, используемые при оказании государственной услуги (функции).
В целях реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1285-р, в Ставропольском крае в ноябре 2012 г. на базе автовокзала города Невинномысска был создан региональный диспетчерский центр навигационного контроля маршрутов за пассажирским автомобильным транспортом межмуниципального сообщения. С созданием данного центра заметно увеличились эффективность и качество предоставляемых услуг по пассажирским перевозкам, затраты на ГСМ снизились на 22%, за счет уменьшения несанкционированных рейсов, повысился уровень дисциплины водителей, снизилась аварийность на дорогах за счет контроля скоростного режима и режима труда и отдыха водителей на 6%. Более эффективно используется дорожная, строительная техника и техника ЖКХ, наблюдается уменьшение простоев техники за счет неиспользования транспортных средств на непредусмотренных работах на 17%.
Авиационную инфраструктуру в крае составляют два аэропорта: "Международный аэропорт Минеральные Воды" (далее - аэропорт Минеральные Воды) и "Международный аэропорт Ставрополь" (далее - аэропорт Ставрополь).
Современные темпы развития экономики Ставропольского края, рост платежеспособности населения, стабилизация социально-политической обстановки дают основания прогнозировать устойчивую положительную динамику спроса на авиационные услуги.
На сегодняшний день аэропортом Минеральные Воды обслуживаются 22 авиакомпании, с различной географией полетов как по России, так за рубеж. Он стал одним из лучших аэропортов Российской Федерации.
Что касается аэропорта Ставрополь, то здесь тоже есть значительные результаты. Аэропорт стал принимать воздушные суда с низкорасположенными двигателями, типа А-319/320, Боинг-737, что позволило в 2012 году увеличить объем перевозок пассажиров до 219,0 тыс. человек, что на 23,7% больше, чем за 2011 год - 177,0 тыс. человек. На сегодняшний день из аэропорта регулярно выполняют рейсы 4 авиакомпании: "ЮТэйр", ОАО "Сибирь", ООО "Дон-Авиа", "РусЛайн".
С 5 июня 2013 года авиакомпания "РусЛайн" возобновила выполнение рейсов по маршруту "Санкт-Петербург - Ставрополь".
С 10 июня 2013 года открыт регулярный прямой рейс "Ставрополь - Салоники (Македония)". Рейс выполняется авиакомпанией "Астра Эйрлайнз" на комфортабельном воздушном судне А-320 один раз в десять дней.
Несмотря на все положительные моменты развития аэропорта Ставрополь, можно выделить и отрицательные, которые заключаются в отсутствии возможности принимать все типы воздушных судов по III категории. В связи с чем необходимы мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению взлетно-посадочной полосы.
Выгодное географическое положение аэропорта Ставрополь, наличие шести действующих воздушных трасс, из которых пять международные, свободные подходы, практически полное отсутствие природных ограничений в развитии аэропортового комплекса, близость Государственной границы делают аэропорт Ставрополь экономически выгодным для выполнения международных перевозок, как для российских, так и для иностранных перевозчиков. Кроме того, учитывая значительную перегруженность грузовых терминалов аэропортов Московской зоны, части аэропортов ЮФО и европейской части России, на базе аэропортов Ставрополь и Минеральные Воды возможно создание крупного грузового комплекса для приема, обработки грузов, прибывших из-за рубежа, и дальнейшей их транспортировки потребителям на территории РФ.
Рынок железнодорожных услуг в крае обладает значительным потенциалом. В настоящее время железнодорожный транспорт в крае обеспечил спрос населения и предприятий в перевозках. Вместе с тем, резервы для увеличения для увеличения объемов отправок грузоотправителями края. В крае расположено 1224 км железнодорожных путей и 106 железнодорожных станций, разъездов, остановочных пунктов.
В 2012 году были предоставлены субсидии организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим свою деятельность на территории края в сфере железнодорожного транспорта в пригородном сообщении, на компенсацию части потерь в доходах, возникающих в результате предоставления льготы по тарифам на проезд студентов, школьников и государственного регулирования тарифа на железнодорожные пригородные перевозки в сумме 33392,1 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 15079,6 тыс. рублей, из краевого бюджета 18312,5 тыс. рублей.
Одновременно предоставлена субсидия за счет средств бюджета края на компенсацию затрат организациям железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющим перевозку пассажиров в пригородном сообщении, по обеспечению безопасности населения на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта и по аренде подвижного состава с экипажем в сумме 25256,8 тыс. рублей.
В результате анализа транспортного комплекса края выявлены наиболее существенные проблемы развития отраслей транспорта, требующие решения в рассматриваемой перспективе:
1. Воздушный транспорт:
- низкий уровень конкурентоспособности воздушных транспортных узлов на региональном и международном рынках транспортных услуг;
- требующая реконструкции инфраструктура федеральных и региональных аэропортов (аэропортовых комплексов, взлетно-посадочных полос аэродромов);
- необходимость развития сельскохозяйственной авиации в крае;
- необходимость замены устаревшего парка воздушных судов, не отвечающих требованиям конкурентоспособности и надежности полетов.
2. Автомобильный транспорт:
- отсутствие транспортной сети, удовлетворяющей потребности населения края в пассажирских перевозках;
- неудовлетворительное состояние дорожного покрытия в восточных районах края (Левокумский, Курский, Степновский районы), что влияет на безопасность движения и качество предоставляемых транспортных услуг населению;
- недостаточная пропускная способность автомобильных дорог, в связи с увеличением численности населения городов;
- высокий уровень износа автотранспортных средств;
- отсутствие современных автоматизированных систем управления транспортными потоками в крупных городах и на автомагистралях;
- высокий уровень аварийности в крупных городах и на автомобильных магистралях;
- недостаточное количество парковок и стоянок.
3. Железнодорожный транспорт:
- необходимость повышения конкурентоспособности на рынке транспортных услуг;
- необходимость увеличения пропускной способности железнодорожной сети на территории края на основных направлениях перевозок пассажиров и грузов;
- необходимость расширения железнодорожной пригородной сети в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Выявленные проблемы в случае их неразрешения повлекут за собой следующие последствия:
- сдерживание экономического роста края в связи с отсутствием потенциальных возможностей по обеспечению требуемой подвижности населения;
- вытеснение общественного транспорта личными автомобилями, что повлечет за собой резкое обострение экологической обстановки, рост потерь от дорожно-транспортных происшествий, нехватку улично-дорожной сети.
2. Цели и задачи стратегии развития транспортного комплекса
Ставропольского края
В соответствии с выявленными проблемами развития отраслей транспорта можно выделить основную цель стратегии, которая заключается в возрождении транспорта общего пользования на территории края, а также развитии транспортной инфраструктуры, удовлетворяющей потребности общества в качественных транспортных услугах.
Помимо основной стратегической цели, можно выделить подцели, на которые направлена стратегия развития транспортного комплекса:
- определение общих направлений стратегического развития организации дорожного движения в городе с учетом перспектив его градостроительного и транспортного развития;
- создание современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей повышение уровня безопасности дорожного движения и надежности работы транспортной системы в целом, а также в целях снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
- обеспечение информированности участков дорожного движения;
- удовлетворение в полном объеме мобильности населения, обеспечение максимальной пропускной способности и технической оснащенности транспортной инфраструктуры, улучшение транспортного сообщения между отдаленными территориями муниципального образования.
Ставропольский край обладает рядом конкурентных преимуществ, на базе которых может быть основана и реализована Стратегия развития транспортного комплекса, к ним относятся:
1) удобное географическое положение края.
Через него проходит основной транзитный поток грузов и пассажиров из республик Северного Кавказа, Поволжья и Закавказских государств (Азербайджан, Грузия).
Расположение на пересечении крупнейших железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающих большинство регионов Юга России с другими частями страны, способствует развитию Ставропольского края как крупнейшего центра оптовой торговли;
2) широкая сеть автомобильных дорог, с выходом на магистральные транспортные потоки краевого и федерального значения.
Через край проходит дорога Федерального значения (М29). Протяженность автомагистрали - 1181 километров и захватывает часть маршрутов, входящих в европейскую транспортную сеть (Е50);
3) регулируемые тарифы на перевозку пассажиров наземным транспортом общего пользования и электропоездами на пригородном сообщении;
4) достаточный резерв у перевозчиков подвижного состава и способность организовать дополнительные рейсы, маршруты и увеличить объемы транспортировки грузов;
5) наличие объездных автодорог для транзита транспортного потока, минуя крупные населенные пункты;
6) выполнение регулярных авиарейсов из аэропортов Минеральные Воды и Ставрополь.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Удовлетворение потребности общества в качественных транспортных услугах.
2. Обеспечение доступности услуг транспортного комплекса для населения края.
3. Обеспечение транспортной безопасности и развитие системы контроля на транспорте.
4. Увеличение пропускной способности автомобильных дорог.
5. Повышение уровня организации дорожного движения за счет реконструктивно-планировочных, организационных и локальных мероприятий.
6. Развитие конкурентоспособности общественного транспорта по сравнению с личным транспортом.
7. Совершенствование системы информационного обеспечения.
8. Создание условий для развития "парковочного пространства".
9. Развитие автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД) на базе единого информационного поля.
10. Оптимизация маршрутной сети и контроль за выполнением договорных условий перевозчиков, работающих в крае.
Процесс оптимизации маршрутной сети должен преследовать следующие цели:
- устранение необоснованного дублирования маршрутов движения городского транспорта;
- рациональное сокращение численности транспорта с категории М2 и увеличение подвижного состава категории М3;
- освоение новых городских путей сообщения, появляющихся в связи реализацией Генерального плана развития города.
11. Обеспечение экологической безопасности при перевозке пассажиров и грузов на территории края.
3. Мероприятия по реализации стратегии развития
транспортного комплекса Ставропольского края
Решение поставленных задач планируется осуществить за счет выполнения комплекса мероприятий:
I. Воздушный транспорт.
В настоящее время курорты Кавказских Минеральных Вод становятся основным местом отдыха и лечения не только для граждан России и СНГ, но и дальнего зарубежья, в связи с чем поток отдыхающих растет с каждым годом.
Понимая важность для жизни края, а в преддверии зимних олимпийских игр в Сочи и для всего Ставропольского края, деятельности аэропортов Минеральные Воды и Ставрополь, органы исполнительной власти Ставропольского края оказывают посильную поддержку в их дальнейшем развитии. К мероприятиям, которые планируется провести в процессе реализации стратегии в сфере воздушного транспорта, относятся:
1. Завершение реконструкции аэровокзального комплекса аэропорта Минеральные Воды.
2. Реконструкция в аэропорту Минеральные Воды гостиницы, грузового склада и топливозаправочного комплекса (ООО "Кредитинвест") сметной стоимостью более 1,5 млрд рублей.
3. В рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" планируется выделение средств из федерального бюджета на реконструкцию аэропортового комплекса Минеральные Воды (а также взлетно-посадочной полосы) в 2014 году в размере 1506,0 млн руб.
4. В соответствии с ФЦП "Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)" планируется в 2015 году реконструкция и техническое перевооружение комплекса средств управлением воздушного движения и электросвязи аэропорта Минеральные Воды с объемом финансирования 108,4 млн рублей. После завершения реконструкции аэропорт Минеральные Воды станет крупнейшим аэропортом на Юге России.
5. Реконструкция аэровокзала в аэропорту Ставрополь.
6. В рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" запланировано на реконструкцию аэропортового комплекса "Шпаковское" (г. Ставрополь) в период 2014 - 2015 годы в размере 2119,9 млн руб., из них 1219,2 млн рублей из федерального бюджета, 231,8 млн рублей из бюджета Ставропольского края и 668,9 млн рублей из внебюджетных источников. Данные средства будут направлены на увеличение уставного капитала открытого акционерного общества "Международный аэропорт Ставрополь" для последующего финансирования мероприятий по строительству, реконструкции зданий и сооружений аэропорта и приобретения электоросветотехнического оборудования, обеспечивающего полеты.
7. Создание условий для развития региональной авиации на территории края.
8. Размещение вблизи аэродромов инфраструктуры иных видов транспорта (автовокзалы, железнодорожные станции) в целях улучшения качества обслуживания пассажиров за счет межвидовой увязки воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
9. Организация маршрутного движения экологически чистого вида транспорта в курортной зоне КМВ от аэропорта Минеральные Воды в города-курорты.
10. Расширение географии полетов в аэропорту Ставрополь с привлечением туристических фирм для выполнения чартерных рейсов и авиакомпаний для выполнения транзитных рейсов.
11. Развитие на базе аэропорта Ставрополь малой авиации в целях использования воздушных судов для патрулирования силами ГУВД автомобильных дорог и других объектов повышенной опасности, обслуживания организаций здравоохранения (полеты для оказания экстренной медицинской помощи, доставки медицинского персонала для плановых консультаций, медицинских грузов и выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий), обслуживание населения авиатакси.
12. Создание на базе аэропорта Ставрополь условий для развития малой региональной авиации. Возобновление авиарейсов в регионы Ставропольского края за счет использования воздушных судов малой вместимости.
13. Развитие сети аэродромов малой авиации для осуществления сельскохозяйственных работ.
14. Создание грузовых терминалов в аэропортах Ставрополь и Минеральные воды.
II. Автомобильный транспорт.
Уровень автомобилизации и динамика изменения численности городского населения ежегодно увеличиваются приблизительно на 12 - 13,5%. В настоящее время общий уровень автомобилизации в городе Ставрополе составляет 325 автомобилей на 1 тыс. жителей, обеспеченность населения легковыми автомобилями - 252 автомобиля на 1 тыс. жителей. В г. Ставрополе расположено 109 светофорных объектов. На некоторых участках улично-дорожной сети исчерпаны возможности светофорного регулирования (например, на пересечении ул. Доваторцев с ул. 45 Параллель, Тухачевского). Некорректное распределение времени фаз светофорного регулирования являются причиной возникновения заторов в часы пик.
Для решения проблем в сфере автомобильного транспорта необходимо выполнение следующих мероприятий:
1. Строительство многоуровневых парковок в уже застроенных территориях и увеличение количества открытых стоянок для временного хранения автомобилей во вновь строящихся микрорайонах, а также перехватывающих парковок на подъездах к городу.
Перехватывающие парковки - это автомобильные стоянки, расположенные вблизи крупных станций общественного транспорта, предназначенные для водителей, которые хотят оставить свой автомобиль и продолжить путь к месту назначения на общественном транспорте.
2. Установка достаточного количества стационарных камер фиксации нарушений Правил дорожного движения.
3. Подключение 100% светофорных объектов к автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД).
В модернизируемой АСУД необходимо использовать следующие алгоритмы управления:
- сетевое координированное управление (например, на ул. Доваторцев - ул. Ленина - пр-т Кулакова);
- алгоритм сетевого адаптивного управления в центральной части г. Ставрополя.
4. Внедрение комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД).
5. Оптимизация маршрутной сети.
Маршрутный коэффициент, характеризующий разветвленную маршрутную сеть, в г. Ставрополе превышает оптимальный уровень практически в 2 раза. Плотность маршрутной сети составляет 0,7 км/км2 (насыщенность территории города линиями городского пассажирского транспорта). Полученная плотность является низкой, что показывает недостаточный уровень развития маршрутной сети г. Ставрополя. Максимальное количество маршрутов приходится на следующие улицы:
- ул. Доваторцев от ул. Шпаковской до ул. Серова - 26 маршрутов;
- ул. 50 лет ВЛКСМ - 22 маршрута;
- ул. Доваторцев от автостанции № 1 до ул. 45 Параллель - 22 маршрута;
- пр-т Карла Маркса - 21 маршрут;
- ул. Ленина от ул. Доваторцев до пр-та Кулакова - 21 маршрут;
- пр-т Кулакова от ул. Ленина до ул. Васильева - 20 маршрутов.
Процесс оптимизации должен включать в себя:
- рациональная замена автобусов категории М2 на М3, например введение эспресс-маршрутов предлагает использование комфортабельных автобусов большой вместимости для обеспечения соблюдения графика движения городского пассажирского транспорта;
- организация выделенных полос движения маршрутного транспорта;
- устройство остановочных карманов.
Более точные рекомендации по экспресс-маршрутам планируется разработать на основе матриц корреспонденции в составе отдельной работы по городскому пассажирскому транспорту или в рамках выполнения последующих этапов разработки Комплексной схемы организации дорожного движения г. Ставрополя на основании проведенных исследований в данной сфере.
Центральная часть г. Ставрополя - это особо проблемная зона. Ежедневно большой поток транспортных средств приходится на центральные улицы города, в связи с чем их проходимость снижается. Причиной образования заторных ситуаций является наличие левоповоротного движения на проспекте Карла Маркса и улице Голенева, а также движение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе. Для организации дорожного движения в центральной части города необходимо:
- введение ограничения движения грузового транспорта, в том числе запрет движения в центре города ТС грузоподъемности более 1 тонны;
- ликвидация несанкционированных парковок в центральной части города;
- введение схемы организации дорожного движения согласно Генеральному плану (перевод ул. Ленина и Мира в режим одностороннего движения в направлении от ул. Достоевского к ул. Доваторцев и перевод ул. Лермонтова в режим одностороннего движения в направлении от ул. Доваторцев к ул. Достоевского).
6. Организация муниципальных и межмуниципальных автобусных маршрутов в сельских районах Ставропольского края.
7. Предоставление льгот учащимся и студентам на троллейбусных перевозках.
8. Использование эвакуаторов частных предпринимателей с целью разгрузить улично-дорожную сеть города.
9. При продлении сроков аренды и выделении земельных участков - детальное рассмотрение возможностей использования придорожной полосы для организации дополнительного количества парковочных мест.
10. Повсеместное оборудование нерегулируемых пешеходных переходов системой светового оповещения - установка дорожных знаков, оборудованных светодиодным оборудованием, а также специальных фонарей на солнечной батарее.
11. Уменьшение количества конфликтных точек на проблемных перекрестках (строительство надземного пешеходного перехода на пересечении улиц Доваторцев - Серова, проектирование двухуровневой развязки на перекрестке ул. Ленина - просп. Кулакова).
12. Запрет проезда через улично-дорожную сеть города транзитного, большегрузного и тяжеловесного транспорта грузоподъемностью свыше 3,5 тонн.
13. Организация реверсивного движения на участке дороги при выезде из г. Ставрополя в сторону п. Чапаевка; в северо-западном районе при выезде из города (район кладбища), где наблюдается сужение дорог, из-за чего в утреннее время образуются заторы при движении в город Ставрополь, а в вечернее время при выезде.
14. Использование информационных технологий в дорожном движении: табло и указателей, содержащих информацию о ближайших заторах, авариях, ремонтах.
15. Постепенный переход на экологически чистый вид транспорта.
Особенно актуален данный вопрос на территории Кавказских Минеральных Вод, которая является курортной зоной, где наблюдается регулярный поток туристов и отдыхающих. Использование электромобилей улучшит состояние окружающей среды в регионе.
В Ставропольском крае электромобили используются в качестве такси в г. Кисловодске. Было запущено 5 электромобилей марки EL Lada. EL Lada - электромобиль на платформе автомобиля Lada Kalina (универсал), разработанный АВТОВАЗом и производимый в настоящее время мелкими сериями под заказ. Он способен развивать скорость до 140 км/ч. Есть возможность быстрой зарядки аккумулятора - в пределах 30 - 40 минут, которой хватает примерно на 150 - 200 километров. Гарантийный срок эксплуатации составляет два года, или 60 тысяч километров, что сопоставимо с характеристиками обычного автомобиля. Для пробега в городском режиме на расстояние до 150 км электромобилю хватает ночной восьмичасовой зарядки от обычной розетки. В 2013 году планируется поставить в край до 100 машин EL Lada. Увеличение удельного веса экологичных автомобилей на улицах городов-курортов будет способствовать сохранению уникальных природных ресурсов этого региона.
В соответствии с краевой целевой программой "Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 18 февраля 2009 года № 31-п, 85 процентов общественного транспорта Ставропольского края переведено на газомоторное топливо. В 2013 году планируется достижение данного показателя до 97 процентов.
Применение газа в качестве моторного топлива является экономически и экологически выгодным. Газ дешевле, чем традиционные виды топлива и дизтопливо, и, кроме того, его использование снижает уровень вредных веществ в атмосфере. По оценкам экспертов, только в России автомобили ежедневно выбрасывают огромное количество вредных веществ, ежегодный объем составляет 14 миллионов тонн вредных веществ в атмосфере. При переходе на газомоторное топливо данный показатель планируется снизить более чем в 3 раза.
III. Железнодорожный транспорт:
1. Проведение мероприятий по участию в существующей пригородной компании, осуществляющей перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ставропольского края.
2. Возобновление пригородного железнодорожного сообщения на участке железной дороги Бештау - Железноводск.
3. Предоставление льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом на территории края.
4. Сохранение и поддержание существующей маршрутной железнодорожной сети межрегиональных перевозок:
Минеральные Воды - Нальчик
Минеральные Воды - Беслан
Минеральные Воды - Армавир
Минеральные Воды - Моздок
Невинномысск - Черкесск
Ставрополь - Кавказская
5. Предусмотрение субсидий организациям железнодорожного транспорта на пригородные железнодорожные перевозки.
6. Обеспечение безопасности перевозок.
4. Ожидаемые результаты реализации стратегии развития
транспортного комплекса Ставропольского края
За счет выполнения мероприятий по реализации стратегии будут достигнуты следующие результаты:
1. Воздушный транспорт:
- увеличение уровня конкурентоспособности воздушных транспортных узлов на региональном и международном рынках транспортных услуг;
- увеличение налоговых отчислений в бюджеты разных уровней;
- увеличение объема перевозок пассажиров, а также качества оказываемых услуг, за счет реконструкции аэропортов;
- возможность принимать все типы воздушных судов по III категории;
- увеличение количества рейсов на внутренних и международных воздушных линиях в аэропортах в 2 раза.
2. Автомобильный транспорт:
- увеличение доли транспорта общего пользования в пассажирских перевозках;
- повышение уровня качества обслуживания и безопасности населения на автомобильном транспорте;
- увеличение пропускной способности улично-дорожной сети в городах края;
- увеличение количества открытых стоянок и многоуровневых парковок;
- увеличение объема перевозок пассажиров пассажирским автомобильным транспортом на территории края на 8,4 млн человек;
- увеличение объема перевозок грузов автомобильным транспортом территории края на 841,3 тыс. тонн;
- снижение коэффициента износа подвижного состава пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки на территории края, до 45 процентов;
- усиление контроля Правил дорожного движения автотранспортных средств.
3. Железнодорожный транспорт:
- сохранение существующей маршрутной железнодорожной сети межрегиональных перевозок;
- возобновление движения пригородных поездов на участке железной дороги Бештау - Железноводск;
- обеспечение потребности населения края в перевозках пассажирским железнодорожным транспортом.
Реализация мероприятий Стратегии способствует экономическому росту Ставропольского края, а также развитию инвестиционной привлекательности транспортного комплекса. Являясь инфраструктурной отраслью, транспорт способствует успешному развитию других отраслей экономики и формированию комфортных условий для проживающего на территории края населения.
Повышение эффективности работы транспортной системы позволит сделать ее конкурентоспособным элементом экономики Ставропольского края. Будет обеспечен существенный рост пассажиро- и грузоперевозок, достигнут максимальный уровень обеспечения потребностей населения в услугах надежного и безопасного транспорта. Транспорт станет доступным для населения, снизится его техногенная и экологическая опасность.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: